logo
основы теории журналистики

8 Модель личности журналиста

Модель личности журналиста : профессионально-творческие, граж- данские, нравственные, психологические социально-демографические каче- ства. Модификация общей модели для различных специализаций (репортер, аналитик, публицист, ведущий ТВ-передач и т. п.). Проблемы развития личности будущего журналиста, методы самовоспитания и самообразования в развитии личности. Журналистское образование: история, структура, формы обучения, акту- альные проблемы развития образования. Многоуровневая подготовка: бакалавр, специалист, магистр. Современная система подготовки журналистских кадров в структуре университетской системы обучения. Формы учебной работы. Прави- ла эффективного восприятия лекционного материала. Подготовка к семинарам. Источники информации, работа с понятиями, культура чтения, общие правила исследовательского труда. Библиотека, архив, Интернет и компьютерные банки данных в учебной работе студента. Искусство публичного выступления. Специ- фика подготовки к экзаменам и зачетам. Пятифакторная модель личности

В факторных теориях личность рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.

Создание П. м. л., как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личности из анализа естественного языка и последующей научной таксономизации. Типичная процедура исследования в рамках данной модели выглядит так. Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивид, различия в поведении. Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личностных качеств. структура черт подвергается тщательному анализу. Для получения окончательной таксономической структуры проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.

В результате проведенной работы выделились пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в т. ч. и в разных социокультурных условиях. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личности в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный).

Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).

Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).

Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).

Открытость (интеллект., блестящий, независимо мыслящий). На основе Пятифакторной модели личности разработан личностный опросник NEO PI-R. В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий сред. уровня. Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личности, а быть результатом метода. На это указывает сходство факторов с измерениями семантического дифференциала.

В качестве критического замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отд. лонгитюдинальных исследований и сравнения данных, полученных на разновозрастных выборках). По содержанию Пятифакторная модель личности – структура индивидуальных различий, а не структура личности, которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п. Предметом изучения является наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы. За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллект, качеств личности.