Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
Конец 20-х гг – конец НЭПа + период, когда в государстве ставится вопрос о новом экономическом строении страны. Конец 20-х – 30-е годы характеризуются значительным усилением партийного контроля над средствами массовой информации. Только в 1928 г. в принятых многочисленных постановлениях ЦК ВКП(б), в том числе «Об отделе партийной жизни «Правды», «О мероприятиях по улучшению юношеской печати», «О реорганизации радиовещания», «Об обслуживании книгой массового читателя» неизменно подчеркивалось, что главной задачей средств массовой информации является коммунистическое воспитание трудящихся, внедрение в среду читателей «боевых традиций большевистской партии», что СМИ – это «острейшее большевистское орудие на идеологическом фронте». Установка на превращение журналистики в орудие партийной пропаганды особенно энергично внедряется в связи с выходом в 1938 г. «Краткого курса истории ВКП(б)», в сентябре целиком публикуется на страницах «Правды» в сопровождении передовых статей «За овладение революционной теорией», «Большевистская идейность и организованность», «Обеспечить глубокое изучение истории ВКП(б)», «Непобедимая сила марксизма-ленинизма» и др. В 1938 г. партийному контролю органов цензуры по всему Советскому Союзу подвергалось: 8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанций, 1200 радиоузлов, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек. В ноябре 1938 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого куса истории ВКП(б)», в соответствии с которым в центральных, республиканских, краевых и областных партийных и комсомольских газетах были созданы отделы пропаганды, а журнал «Большевик» стал теоретическим органом партии, «всесоюзной консультацией по вопросам марксизма-ленинизма». На базе ЦК ВКП(б) создан единый отдел пропаганды и агитации. Заведующим отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) был назначен секретарь А.А. Жданов. Важным событием в идеологической жизни партии явилось также начало выпуска четвертого издания сочинений В.И. Ленина (1941 г.). В конце 20-х – 30-е годы происходит значительный количественный рост и увеличение тиражей газет и журналов. Если в 1928 г. в стране выходило около 2 тыс. газет, разовый тираж которых составлял 9,5 млн. экз., то в 1940 г. их стало около 9 тыс., а тираж превысил 38 млн. экз. Газеты выходили на 50 национальных языках. Руководящими газетами на украинском языке были «Коммунiст», «Висти», «Робитнича газета пролетар». В Белоруссии – «Звязда», «Савецкая Беларусь», «Беларуская веска»; в Азербайджане – «Ени иол» («Новый путь»), в Узбекистане – «Кизил Узбекистон» (Красный Узбекистан»), в Молдавии – «Плугарул рош» (Красный пахарь»). Наибольшие тиражи в предвоенные годы имели: «Правда» – 2 млн. экз., «Известия» – 1,6 млн., «Крестьянская газета» – 1,2 млн., «Комсомольская правда» – 600 тыс., «Гудок» – 275 тыс., «Учительская газета» – 250 тыс., «Индустрия» – 225 тыс., «Труд» – 150 тыс. экз. Увеличивались тиражи и журнальных, особенно партийных изданий. В 1940 г. разовый тираж журнала «Большевик» составлял 550 тыс. экз., «Партийного строительства» – 570 тыс., «Спутника агитатора» – 675 тыс. экз. Всего в 1940 г. выходило свыше 1800 журналов, альманахов, бюллетеней и других изданий журнального типа. «Литературная газета»: С 14 сентября 1934 г. газета стала органом Правления Союза советских писателей. Интенсивно в 30-х годах развиваются центральные отраслевые газеты и журналы. Возникают газеты «За индустриализацию», «Техника», «Тяжелое машиностроение», «Нефть», «Угольная промышленность», «Медицинский работник», «Архитектурная газета» и др. Все более многочисленной становится районная печать. Если в 1929 г. в СССР выходило 309 районных газет, то в 1940 г. их число превысило 3500 изданий. Издавалось также свыше 2000 производственных многотиражек. Лучшей среди фабрично-заводских была «Мартеновка», газета сталеваров московского завода «Серп и молот». Получила развитие лагерная пресса, родоначальницей которой можно назвать центральную газету Беломоро-Балтийского канала «Перековка», издававшуюся тиражом 30 и более тысяч экземпляров, а так же «Соловецкие острова» (1924 год). Все более мощным средством массовой информации становилось радиовещание. 10 апреля 1929 г. ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О праве передачи по радио и проводам публичного исполнения музыкальных, драматических и других произведений, а равно лекций и докладов». Радиовещательные организации получали право без особой оплаты устанавливать микрофоны в театральных, концертных и лекционных залах. Это способствовало гораздо большему размаху общественно-политического и художественного радиовещания. В сентябре 1931 г. при Наркомпочтеле создается Всесоюзный Комитет по радиовещанию (ВРК), первым председателем которого стал Ф.Я. Кон. Главным для ВРК было координирование Центрального и местного вещания, изучение запросов различных групп слушателей. В октябре 1929 г. был создан сектор передач на иностранных языках и началось регулярное вещание на немецком языке, в ноябре – на французском, в конце года – на английском языке. В 1933 г. передачи велись на восьми иностранных языках. Радио – мощный рычаг пропаганды коммунизма, Во второй половине 30-х годов начинается история советского телевидения: 1 сентября 1938 г. вступил в строй Ленинградский телевизионный центр. В этом же году состоялись опытные телепередачи московского телецентра на Шаболовке. В предвоенные годы телепередачи носили еще только экспериментальный характер, хотя их регулярные передачи начались 10 марта 1939 г., в дни работы XVIII съезда ВКП(б). Печать и радио начали массовый поход против бюрократизма. Особенно широко - с 1928 г. По примеру «Правды» с 15 марта 1928 г., в центральных и местных газетах появились «Листки РКИ» (рабочее-кретьянской инспекции) под заголовками: «Под контроль масс», «Перо рабкора бьет в цель», «Бюрократов на мушку». К июню 1928 г. они стали неотъемлемой частью уже 50 областных и губернских газет. В большинстве случаев «Листки» выпускались не реже одного раза в неделю. В «Правде» был создан сатирический отдел «Каленым пером» - 3.04.1927 г. Редакция клеймила бюрократов на местах, по чьей вине задерживаются ответы на срочные запросы из центра, боролась с проявлениями семейственности в советских учреждениях, с канцелярщиной, с любителями всевозможных анкет и отчетов. Нередко в «Листках РКИ» выступали поэты и писатели, например, Погодин, Маяковский. Листок «Под контроль масс» содействовал чистке госаппарата, проходившей в 1928–1929 гг. «Листок рабоче-крестьянской инспекции» регулярно появлялся в «Правде» до середины октября 1930 г. За это время газета опубликовала 140 «Листков». В 1931–1933 гг. их издание возобновилось под названием «Листок ЦКК–РКИ». Критика бюрократов в газетах «Гудок», «Рабочая Москва», «Крестьянская газета», «Ленинградская правда», «Харьковский пролетарий», «Советская Сибирь». Советская журналистика конца 20–30-х годов представлена такими именами, как В.В. Маяковский, Л.С. Сосновский, М.Е. Кольцов, Н. Погодин, И. Ильф, Е. Петров. Широкую популярность завоевали в те годы очеркисты А. Колосов, М. Шагинян, Б. Горбатов, фельетонисты К. Радек, Д. Заславский, А. Зорич, Г. Рыклин. Советская журналистика конца 20–30-х годов – это, прежде всего, летопись новостроек: Днепрогэса, Уралмаша, Турксиба, Комсомольска-на-Амуре, оперативный рассказ о стахановцах и изотовцах, покорителях Северного полюса, Героях Советского Союза, летчиках, проложивших маршрут СССР – Америка. Постоянно сообщалось также о преодолении технико-экономической отсталости СССР, о других, имевших место успехах.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.