logo
шпоры1

5. Журналистика в информационном обществе: тенденции и прогнозы.

Схема развития человеческой цивилизации:

1) Аграрное общество (с древнейших времен до 17 века) – развитие цивилизации за счет развития аграрной сферы. Развитие человеческих сообществ обусловлено природно-климатическими условиями и наличием мотивации к земледелию и скотоводству.

2) Индустриальное общество (17 – 20 вв.) соответствует капиталистическому строю. Решающие факторы общественного развития: материалы + рабочая сила + технологии.

3) Постиндустриальное, или информационное, общество (с 70-х гг. 20 века). Информационные революции:

Основные характеристики информационного общества:

1. Главной ценностью является информация.

2.Информация является товаром (материалы СМИ, ПО).

3.Возрастает количество профессий, связанных с информационной сферой (программисты, работники СМИ, рекламы).

4.Увеличиваются информационные массивы (разного рода базы данных), в результате чего возникает проблема «информационного шума» и выборочного восприятия информации.

5.Постоянное удешевление и миниатюризация устройств для работы с информацией.

«+» ИО: облегчение доступа к информации, облегчение коммуникации, избавление от рутинной работы, больше свободного времени и, как следствие, - времени на творчество.

«-» ИО: первостепенной становится проблема информационной безопасности, возможность т.н. «электронного тоталитаризма», разрушение социальных связей, проблема т.н. «цифрового неравенства» (уровни развития информационных технологий в разных странах сильно отличаются.

Для перехода к ИО создаются государственные программы: 1996 – США, 1997 – ряд европейских стран, 2000 – «Электронная Россия» (закрыта в 2009), 2009 – «Электронное правительство» (РФ).

Роль СМИ в информационном обществе.

Пресса:

Радио – источник фонового звучания; общемировая тенденция перехода к т.н. «развлекательному» стандарту (в Европе – с 80-х гг.)

Телевидение по-прежнему остается ведущим СМИ; цифровое ТВ, спутниковые системы вещания популяризуют ТВ.

Internet-СМИ появились относительно недавно (на Западе – в начале 90-х гг.) Одними из первых стали использовать Internet информационные агентства. Россия подключилась к Internet в 1994, первыми интернет-СМИ стали электронные версии периодических изданий («Известия» - 1996 г.). Вслед за появлением электронных газет появляются Internet-радио и Internet-телевидение. Возникает явление конвергенции интернет-сайтов с другими СМИ (портал «МоЁ-online»).

С 2005 г. обозначилось новое направление в интернет-журналистике, связанное с концепцией «Веб 2.0» (термин Тима О’Рэйли): изменилась роль пользователя, аудитория становится главным источником информации (т.н. «user generated content» - блоги, социальные сети, торрент-клиенты, U-Tube и т.д.; самоуправляемость интернет-сообществ; возможность объединения различных иныормационных потоков (RSS-трансляция, например, «Яндекс-новости»).

Журналистика также почувствовала влияние «Веб 2.0»: появились СМИ, целиком состоящие из новостей и фотографий, присланных пользователями (т.н. «гражданская журналистика», развитие блогосферы); «традиционные» СМИ начинают использовать материалы «гражданской» журналистики; меняется роль журналиста, который работает с чужой информацией, не продуцируя собственную.

«+» гражданской журналистики: оперативность, демократизация. «-»: большое количество недостоверной информации, проблема мотивации «народных корреспондентов» (этика, правовые нормы).

Четыре закона информации: «Законы информации Спенсера»

1. Информация, которая у вас есть, не та, которую  вам хотелось бы получить.

 2.  Информация, которую вам хотелось бы получить, не та, которая вам на самом деле нужна.

3. Информация, которая вам на самом деле нужна, вам недоступна.

4. Информация, которая в принципе вам доступна,  стоит больше, чем вы можете за нее заплатить.

МЕДИАКРАТИЯ – власть информационных средств связи. Согласно прогнозам по развитию информационного общества, существует вероятность того, что под контролем медиа могут оказаться все сферы – от экономики, быта, досуга и образования до политики и международных отношений. Некоторые аналитики полагают, что понятие медиакратии утопично, так как основано на абсолютизации роли СМИ, по мнению этой группы исследователей, само понятие внедрено в понятийный аппарат коммуникативистики для того, чтобы способствовать распространению концепций, стимулирующих фетишизацию масс медиа и их манипулятивную деятельность, направленную на создание мнимых представлений о реальности и будущем.

От социальной журналистики ожидают обращенность к человеку, отражение злободневных аспектов его повседневной жизни, развитие гражданских качеств личности, отстаивание прав человека. Ее еще называют журналистикой соучастия, сопричастности, ставящей задачу помогать реальным людям. В ней главное не тираж, не влияние, а взаимопонимание журналиста со своим народом, внимающей аудиторией. Соответствует ли практика современных российских средств массовой информации этим ожиданиям? Каковы критерии отнесения журналистики к этому ее особому направлению в нынешних рыночных условиях, когда понятия «позиция», «диалог» вытесняются прагматическими интересами и в самой аудитории, и среди журналистов? Поиск ответов на эти вопросы представляется особо актуальным.

Две основные тенденции развития СМИ в условиях информационного общества

1. Глобализация (одновременно одну и ту же информацию получает весь мир)

2.Регионализация, или демассификация (обратный процесс - сужение информационного потока) Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию: региональные (местные) газеты; приложения по интересам; узкопрофессиональные и другие специализированные издания; многотиражки; профсоюзная пресса.

Доступность информации. Несмотря на то, что цель большинства пользователей Интернета – поиск информации, некоторые издания отнюдь не стремятся помочь страждущим в достижении этой цели. Нередки случаи, когда пользователь, нашедший через поисковую систему ссылку на страницу с нужной ему информацией, натыкается на предупреждение о том, что права на просмотр данной страницы у него отсутствуют. Некоторые, конечно, пытаются каким-либо образом уточнить условия доступа к «закрытой» информации, однако большинство просто пытается отыскать нужные сведения на других ресурсах. Осознав серьезность ситуации, большинство владельцев информационных ресурсов отказались от предоставления платного доступа. Однако некоторые сайты, в основном те, чья информация имеет реальную рыночную стоимость (результаты маркетинговых исследований, например), до сих пор придерживаются именно такой политики. Примеры платного доступа информации нередко встречаются в зарубежной практике. Так, популярный американский еженедельник The Wall Street Journal (