1.2 Классификация неологизмов
Лексические новообразования чрезвычайно многообразны. Типология неологизмов, как и типология обычных слов русского языка, может быть построена с учетом самых разных признаков, свойственных этим единицам. Поэтому некоторые классификации неологизмов являются традиционными для лексики в целом (например, деление неологизмов по способу их образования, по стилистической окраске и под.), другие же опираются на признаки, свойственные только этим языковым единицам (например, деление неологизмов на группы по степени их новизны или по степени новизны обозначаемой реалии). Рассмотрим существующие типологии неологизмов более подробно.
Типы неологизмов по виду языковой единицы
По виду языковой единицы неологизмы делятся на неолексемы, неофраземы и неосемемы (слова и фразеологизмы).
Неолексемы – это новые слова, являющиеся результатом заимствования (имидж, киллер, слоган) либо процессов словообразования (предел → беспредел, туалет → биотуалет, бомж →бомжатник, иностранная валюта → инвалюта, качать мышцы → качок) [5].
Неофраземы – это новые фразеологизмы и устойчивые сочетания слов с формирующейся идиоматичной семантикой, или аналитические сочетания, по терминологии Н.З. Котеловой [11]. Например, в годы перестройки сформировались такие фразеологизмы, как беловежский пакт, кредит доверия, правовое государство, декларация о доходах, прожиточный минимум, рекламная пауза, смешные цены.
Неосемемы – это новые значения старых слов и фразеологизмов. Так, у существительного демонтаж появилось переносное значение, сформировавшееся в публицистическом стиле «уничтожение или коренное преобразование чего-либо (общественных структур, системы управления государством и т.п.).
Типы неологизмов по степени новизны языковой единицы
По степени новизны неологизма, определяемой по соотношению с системой языка, новообразования делятся на абсолютные и относительные. Абсолютным неологизмам обычно не дают развернутого определения, выявляя их признаки по соотношению с относительными неологизмами. Реально к абсолютным неологизмам относят те слова и фразеологизмы, которых ранее не было в языке, такие, например, как бомж, масс-медиа, ди-джей, лейбл и т. п.
Категория относительных неологизмов наиболее полно разработана в исследованиях Т.Н. Поповцевой [17 , с. 90–95]. Относительные неологизмы как группа слов, принципиально не новых для языка, признаются исследователями сравнительно немногочисленными, но характерными и показательными для развития современного русского языка.
К относительным неологизмам относят следующие группы слов:
1) Так называемая «вернувшаяся лексика». Это малоупотребительные или устаревшие слова, которые в последние годы «актуализировались, сохраняя в своей «новой жизни» прежнее смысловое и функционально-стилистическое содержание» [20, 90]. Среди «вернувшейся» лексики особую группу составляют термины религий, активно употребляющиеся на страницах современных изданий: алтарь, Бог, крестный ход, молебен, паломничество, панихида, Пасха, Рождество, храм. Аналогична судьба ряда архаизированных слов, обозначавших ранее государственные органы, образовательные учреждения, людей, работавших в них: гимназия, губернатор, лицей. Вернулась с периферии лексика, ассоциировавшаяся ранее с явлениями и признаками буржуазного общества, капиталистических стран: банкир, коммерсант, безработица, бизнес, инфляция.
2) Актуализированная лексика – слова, прежде существовавшие в русском языке, но выступающие на современном этапе в ином осмыслении. Например, существительное земляне в древнерусском языке имело значение «люди, обрабатывающие землю, крестьяне», в 60-е гг. ХХ в. оно приобрело значение «обитатели планеты Земля». Таким образом, актуализация заключается в активизации семантических преобразований слова: в расширении сочетаемости и изменении ее характера, в образовании новых значений слов, в том числе переносных, а также в изменении значений слов в связи с идеологической переориентацией. Одномоментное вхождение в язык группы однокоренных или одноструктурных слов также свидетельствует об актуализации этого понятия и обозначающего его слова. Так, существительные спонсор, бомж, наркотик, рынок породили много новых слов: спонсорский, спонсировать; бомжевать, бомжатник и т. п.
3) Внутренние заимствования – новые слова и фразеологизмы, появление которых обусловлено перераспределением языковых средств в видах и жанрах речи [23]. Внутренние заимствования включают в себя те языковые единицы, которые проникают в литературный язык из русской разговорной речи, просторечия, диалектов, жаргонов и арго, из профессиональной лексики, разных областей знания. Например, трудно найти человека, который не знал бы таких медицинских терминов, как СПИД, ВИЧ-инфекция, мануальная терапия, хоспис, антистрессовый; лексику молодежной субкультуры: пирсинг, рейв, рэп, тусовка; термины бизнеса и финансового дела: бартер, брокер, инфляция.
Т.Н. Поповцева указывает, что относительные неологизмы обозначают только старые реалии [17, 94–95]. Это может быть критерием для отграничения их от абсолютных неологизмов.
Е.В. Сенько также предлагает классифицировать новообразования языка и речи в зависимости от степени их новизны, которая определяется в результате сопоставления неологизмов с господствующим языковым стандартом [20]. На основе этого критерия Е.В. Сенько выделяет сильные неологизмы, слабые неологизмы и неологизмы переходного типа [20, c.34].
Типы неологизмов по способу образования
По способу образования неологизмы делятся на заимствованные, словообразовательные и семантические неологизмы.
К неологизмам-заимствованиям относят слова и фразеологизмы, перенесенные из одного языка в другой либо из одного подъязыка в другой подъязык того же языка. Заимствования делят на внешние (донор – другой язык) и внутренние (донор – один из подъязыков того же самого языка). Так, к внешним заимствованиям русского языка последних десятилетий можно отнести слова: боди, топ, топлесс, шазюбль, факс, ксерокс, тоник, крекер, роуминг, факс, гель, кондиционер, скраб, лайкра. К внутренним заимствованиям – слова, проникшие в русский язык из жаргона и сленга: байк, качок, лажа, наркота, попса, тащиться, ширяться, тусоваться; из терминосистем: копирайт, мониторинг, ноу-хау, прайс-лист, пресс-релиз, менеджмент, маркетинг, байт, драйвер, сканер, инсталляция [7].
Е.В. Ларионова, анализируя активный процесс проникновения англицизмов в русскую речь, предлагает выделять среди заимствований собственно речевые заимствования и речевые проникновения. Основание для их выделения заключается в том, что первое явление обусловлено потребностями языковой системы и носителей языка, а речевое проникновение – речевыми привычками двуязычно говорящих [13,c. 19].
К словообразовательным неологизмам относят неологизмы, образованные по моделям русского словообразования: аббревиатуры ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям), АО (акционерное общество), ОМОН; сложные слова: шоу-бизнес, пиар-кампания, интернет-сервис, рок-тусовка; простые производные слова: антиреклама, антирыночный, видеоиндустрия. Это самая многочисленная и разнородная группа новообразований.
К семантическим неологизмам относят старые слова и фразеологизмы, у которых появились новые значения. Семантические неологизмы составляют примерно 9% от числа всех инноваций русского языка последних лет [23, c.4]. Новые значения могут появляться у разных частей речи, но наиболее «неогенны» имена существительные: 61% новых значений свойствен именно субстантивам, 20% – именам прилагательным, 17% – глаголам [23, c. 4-5].
Семантические неологизмы образуются прежде всего в ходе внутрисловной семантической деривации:
• метафоризации – переноса по сходству: компьютерные пираты, отмывание денег, живое исполнение песни, транспортный коридор и т. п.,
• метонимизации – переноса по смежности, рядоположенности: бройлер «помещение для бройлерных цыплят», картошка «работы по уборке картофеля»,
• сужения или расширения значений: сужение значения обычно сопровождается специализацией какого-либо значения, при расширении значения слово начинает обозначать большее количество однотипных явлений: грузовик – «автомобиль, самолет, космический корабль, предназначенные для перевозки грузов».
Говоря о классификации неологизмов, мы должны отметить и такие понятия, как авторские, индивидуально-стилистические неологизмы, а также окказионализмы. Эти категории неологизмов выделяют в своих трудах такие авторы, как Д.Э. Розенталь [19], Н.М. Шанский [26], К.С. Горбачевич [5]. Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту. Неологизмы этого типа «прикреплены» к контексту, имеют автора. По самим целям их создания они призваны сохранять необычность, свежесть. Авторские неологизмы, образованные по продуктивным моделям, называются потенциальными словами.
Окказионализмы (от латинского occasionalis – «случайный») – это авторские неологизмы, созданные по необычным моделям [6]. Они не существуют вне конкретного контекста.
Таким образом, в основе классификации неологизмов могут быть различные признаки. По виду языковой единицы неологизмы делятся на неолексемы, неофраземы и неосемемы. По степени новизны новообразования делятся на абсолютные и относительные. По способу образования неологизмы делятся на заимствованные, словообразовательные и семантические.
Выводы
Изучив литературу по вопросу неологизмов мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, в современной лингвистике нет единого подхода к пониманию термина «неологизм».
Во-вторых, наиболее распространенной является теория Н.З. Котеловой, выделившей три конкретизатора термина неологизм: по признаку «время», по параметру «языковое пространство» и по типу новизны языковой единицы.
В-третьих, классифицировать неологизмы можно по таким признакам, как вид языковой единицы, степень новообразования, способ образования неологизмов.
В-четвертных, некоторые исследователи при классификации неологизмов выделяют также индивидуально-авторские новообразования, а также окказионализмы – слова, созданные «по случаю».
- Содержание
- Введение
- Глава 1 теоретические аспекты зарождения и функционирования неологизмов как смысловых единиц речи
- Понятие и сущность неологизмов в исследованиях современных авторов
- 1.2 Классификация неологизмов
- Глава 2 роль и место неологизмов в средствах массовой информации
- 2.1 Роль и место неологизмов в стилистике современных средств массовой информации
- 2.2 Новые слова в газетах Брестской области
- Глава 3 практическое исследование отношения к появлению новых слов со стороны читателей сми
- 3.1 Изучение отношения читателей к неологизмам в средствах массовой информации
- 3.2 Анализ результатов исследования
- Заключение
- Список использованных источников
- Результаты интервью с читателями газет по поводу использования неологизмов