logo
ответы на устный гос

Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.

1вар

Превращение периодики в средство массовой информации стало возможным под воздействием комплекса факторов, порожденных индустриальной революцией и развитием рыночных отношений. Экономические и социальные факторы оформились вследствие развития массового машинного производства и расширения сбыта товаров и их потребления. Применение машин позволило не только резко поднять производительность труда в индустриальном производстве, но и многократно увеличить объем и разнообразие поступающих на рынки товаров. В XIX в. в странах, проходящих этап индустриализации, возросли доходы населения и платежеспособный спрос. У «низших классов» появилась возможность направлять часть зарабатываемых средств на развлечения и духовные нужды. Сокращение же продолжительности рабочего дня обеспечило им увеличение необходимого для этого досуга.

В связи с потребностями индустриального производства в США и странах Западной Европы внедрялось обязательное начальное образование, способствовавшее преодолению массовой неграмотности, формированию рабочей силы, приспособленной к условиям труда с использованием машин. Ликвидация массовой неграмотности способствовала созданию условий для выпуска высокотиражных периодических изданий, адресованных тем слоям населения, которые прежде не испытывали влияния печатного слова.

Расширяющееся участие рабочих в профсоюзах и других общественных объединениях, зарождение социалистического движения стимулировало развитие интереса к текущим политическим событиям, к содержанию периодических изданий.

В условиях формирования общенациональных рынков существенно возросла роль рекламы как средства продвижения товаров и услуг. Резкий рост массового индустриального производства, усилившаяся рыночная конкуренция производственных и торговых фирм стимулировали во второй половине XIX в. бурный рост рекламного бизнеса. Печать все чаще рассматривалась рекламодателями как канал вывода рекламных объявлений на массовую аудиторию потенциальных потребителей товаров и услуг. Газетный бизнес, для которого ранее были характерны высокая степень риска и низкий уровень доходности, стал очень привлекательным для деловых людей.

Наиболее преуспевающие газеты превратились в гигантские комплексы с миллионными расходами и многочисленными штатами сотрудников, с разветвленными корреспондентскими сетями внутри страны и за рубежом. 

Распространение высокопроизводительных печатных машин, линотипов и других полиграфических новшеств позволило резко повысить темпы подготовки номеров и выпуска газет. Увеличившийся приток рекламных средств позволил выпускать газеты увеличенного объема.

Формированию массовой аудитории прессы способствовало расширение практики иллюстрирования изданий. 

«Массовые» издания. Черты: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Издатели и редакторы «массовых» изданий выработали особый набор журналистских рецептов, следование которым обеспечивало коммерческий успех. Эти рецепты и составили суть так называемого «нового журнализма» в США. лассическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Их издатели максимально использовали характеристики, присущие новым слоям читательской аудитории, для привлечения внимания к своим изданиям. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. Вместо того, чтобы способствовать интеллектуальному и культурному развитию аудитории, они опускались до уровня наиболее отсталой читательской массы с присущей ей предрассудками, инстинктивными побуждениями. «Массовая» пресса в большей степени апеллировала к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации.

Следование требованию сенсационности при воспроизведении новостей приводило к тому, что для газет отбирались преимущественно эмоционально «заряженные» факты, скандальные известия, призванные поразить и развлечь читателя. Для создания эффекта сенсации допускалось искажение информации путем ее произвольной интерпретации, использования домысла, неполного воспроизведения фактов, передачи фактов вне их контекста.

«Массовой» прессе была свойственна тенденция к упрощению, примитивизации: издания зачастую избегали полутонов в передаче событий и оценке поступков людей, приучая читателя к однолинейному ограниченному взгляду на мир. Стиль изложения при внешней его пестроте также был примитивным.

Пулитцер и Херст использовали для привлечения читателей броское оформление своих газет. Нередко на их первых полосах красовались кричащие крупные заголовки: именно «массовые» издания положили начало использованию газетных «шапок».

Широко использовались иллюстрации, комиксы. Персонаж комиксов, публиковавшихся на страницах «New YorkWorld» и «New York Journal» – «желтый парень» – стал символом этих и подобных им изданий, которые получили наименование «желтой» прессы.

В борьбе за аудиторию, за завоевание доверия массового читателя, газеты, действовавшие в духе «нового журнализма», стремились создать себе образ изданий, заботящихся о благе простого человека. С этой целью редакции организовывали кампании («крестовые походы») в защиту прав потребителей, за улучшение санитарного состояния городских кварталов и пр., сопровождая эти кампании саморекламой. Растущая популярность «желтой» прессы обеспечивала рост доходов от публикации на ее страницах рекламы товаров массового спроса. Публикуя огромный массив коммерческой рекламы, «желтая» пресса оказала существенное влияние на формирование потребительски ориентированного общества.

Главной же действительной исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет у большого количества людей из числа тех, кому прежде было чуждо печатное слово. В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют также быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий.

2вар

Техника оказала сильное влияние на развитие газетного дела: бумагу стали делать из соломы и древесины, что удешевило стоимость газеты, исп. новые печатные машины, что увеличивает тираж, механизируется наборный процесс.

Именно буржуазия впервые использовала печатную технику для издания газет, распр. за деньги. Первые печатные газеты: Германия – Aviso-relation, order Zeitung1609г., Англия – Weekly News 1622г., Франция – Gazette 1631г., создана при участии Ришелье. Первые газеты, рассчитанные на купцов, сод. сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, внутренней жизни стран, межгосуд. сообщениях и тд.

Евр. журналистика имеет богатый опыт и традиции. В Велик. предшественниками газет в 16в. были рукописные листки «Ньюс» (Новости), извещающие о прибытии торговых судов, а появление период. печати связывают с 23 июня 1588г., когда вышел номер «Инглиш Меркьюри» (Английский вестник). После английской буржуазной революции 1640г. возникает множество изданий, а в 1642г. на англ.яз. появляется слово «газета». В 1702г. стала издаваться первая в Англии ежедневная газета «Дейли курант». Потребность в рекламе вызвала к жизни газету «Таймс» (времена). На рубеже 19-20вв., когда в Англии началось разделение прессы на масс. и кач., Таймс становится ведущим кач. изданием. Сегодня она распространяется по всей стране.

Уже первый во Франции еженедельник «Газетт», основанный Теофрастом Ренодо в 1631г., привлек читателя высоким лит. уровнем, многотемностью сообщений, регулярностью выхода. Но только в 1777г. возникла первая франц. ежедн. газета «Журнал де пари». Великая Франц. Рев-я (1789-1799) привела к возникновению политической и революционно-демократической Жур-ки. Если перед революцией в стране издавалось 27 газет, то с ее началом их стало 350.

19 век – время развития национальных государств и национальной журналистики.

Промышленный переворот хар-ся важными соц.-эк. измененями. На смену мануфактуре приходит промышленное производство. Если в 18в. большинство населения – крестьяне, то в 19 в. появл. нов. класс - промыш. рабочие. Крест. труд меняется на руд пром. С развитием промыш. производства развивается и культура. Растет уровень грамотности => растет потенц. аудитория. Появл. нов. эк. проблемы. Развивалась в осн. легкая пром-ть, которой нужна реализация => появление эк. базы для рекламы. После появления газетной рекламы, изменяется экономика газет. Появл. дешевые газеты, их цена ниже себестоимости.

Конец революции во Франции, формирование элитарной и массовой прессы.

Происходит существенно развитие технологий – изобретаются новые способы изготовления, доставки журналистских материалов. Техника оказала влияние и на развитие газетного дела: бумагу стали делать из соломы и древесины, что удешевило стоимость газеты, используются новые печатные машины, что увеличивает тираж, механизируется наборный процесс.

В 19 веке журналистика меняется радикально. Это сказывается и на форме журн. материалов. Вводится новая форма новостей – «перевернутая пирамида». Изменяется и стиль. Появляется понятие «телеграфного стиля». Причем, он используется не только в жур-ке, но и в лит-ре. Т.об., жур-ка в 19 в. становится быстрее, достовернее, выразительнее.

В 19 веке происходит разделение газет на массовые и элитарные. Массовая жур-ка – понятие, появившееся благодаря рекламе. Если элитарная пресса - для образованных, обеспеченных людей, которые интересуются политикой, общ. жизнью и новостями, то читатель массовой газеты ищет скорее скандалы, развлекательные материалы, а также рекламу.

В 19 в. здесь начинает развиваться массовая печать, рассчитанная на широкие слои общества, недорогая. Это стало возможно благодаря технической революции и ее влиянию на СМИ. Произошло увеличение тиражей, ускорение выпуска газет. Использовался телеграф. В это время возникает система периодической печати большинства стран. Возникли государственные каналы информации, отработаны способы влияния государства на СМИ. В 1854 создан наборный станок, прообраз линотипа. 1858 – проба межконтинентального кабеля, что преобразило облик мировой журналистики. Телеграф вытеснил почтовых голубей, 19 век – век зарождения информационных телеграфных агентств. 1825 – Гавас (Франция), 1848 – Ассошиэйтед Пресс, 1849 – Рейтер.

1895 – изобретение радио и кино.

После гражданской войны в США появилось два магната СМИ – Джозеф Пулитцер и Рэндольф Херст (период «желтой» журналистики).