logo
1 030602 Теория и практика массовой информации

4. Журналистское произведение представляет собой целенаправленную информацию, подготовленную коммуникатором и распространенную каким-либо образом с целью воздействия на аудиторию.

В произведении выделяются содержание и форма, находящиеся в диалектическом единстве, цель произведения, а также материальные носители, в которых оно может быть реализовано.

Целевое назначение определяет содержание и форму произведения. Произведение может информировать, анализировать, убеждать, развлекать, обучать аудиторию. От того, на какую группу работает журналист, зависит форма и метод подачи материала. Что, о чем излагается в произведении журналиста, имеет значение при работе над рукописью, при изучении потребности в ней (если это пресса). Для кого предназначено произведение в конечном счете влияет на форму и метод изложения материала.

Информация, передаваемая СМИ, классифицируется по жанровым особенностям и назначению сообщений:

1) художественная (драма, рассказ, опера);

2) научная (лекция, урок, статья, доклад, дискуссия);

3) публицистическая.

Публицистическая информация отличается краткостью изложения при информационной насыщенности, выразительными и эмоциональными средствами, многостильностью, жанровым разнообразием, богатством речи.

В журналистике жизненное пространство осваивается в образно-символической форме. Генератором публицистических образов является творческое воображение, опирающееся на суждения вкуса и методики создания произведения. Этический идеал, порождаемый диалогической коммуникацией в определенной культурной среде, служит своеобразным эталоном, с которым соотносится конструируемый журналистом образ. Смысловое и тематическое единство журналистского произведения определяется его идеей, но сама идея также разрабатывается в ходе своей образно-символической реализации. С помощью символического воображения журналист сопрягает явления, принадлежащие прошлому, настоящему и будущему в том порядке, который целесообразен с точки зрения выражения авторской идеи. Идейный замысел стимулирует создание журналистом особенного. Тема произведения очерчивает основной набор художественных и публицистических средств, которые будут варьироваться в зависимости от вида СМИ (радио, печать, телевидение).

Временные и пространственные произведения имеют свои особенности. Пространственные произведения (ТВ) могут абстрагироваться от временного измерения в публицистическом образе, подавая идею в пространственно-композиционном решении. Схожие идеи могут порождать достаточно не совпадающие тематические подходы. Идея пагубности и разрушительности войны по разному реализуется в различных произведениях:

"Апофеозе войны" Верещагина, "Чернике" Пикассо, "На западном фронте без перемен" Э.М. Ремарка.

Временные и пространственно-временные произведения связаны с повествованием, действием, разворачивающимся во времени, передаются через сюжетную канву публицистического текста. Опираясь на идейную и тематическую канву произведения, журналист разрабатывает его сюжетную линию, описывая последовательность смыслодействий его персонажей. Сюжетная линия разворачивает значимые события во времени. Однако притягательность и интерес аудитории к произведению достигается специальным средством - интригой.

Зритель, читатель стремится понять деяния героев текста, вжиться в образы и найти необходимую интерпретацию повествования. Текст публицистического произведения, вследствие использования языка символов и метаморфичности, оказывается принципиально открытым в смысловом отношении. Он как бы живет самостоятельной жизнью, оторвавшись от своего творца, сделавшись независимым от него. В тексте присутствуют смысловые ансамбли и ассоциации, которые ждут аудиторию, способную актуализировать их до поры скрытое содержание и стать сотворцом текста, наряду с журналистом. Иногда сам журналист может не отдавать себе отчет обо всем многообразии смысловых пластов, содержащихся в произведении.

Целевое назначение публицистического произведения значительно влияет на его форму и содержание.

Для аудитории, вполне подготовленной к восприятию фактов и их самостоятельному осмыслению, достаточны информационные жанры публицистики. В этих жанрах информационной публицистики содержится лишь минимум сведений о предмете информирования. (Это интервью, репортажи, заметки, выступления и т.п.)

Жанры аналитической публицистики содержат в себе более развернутую, логически мотивированную, аналитическую информацию о предмете. Они призваны глубоко воздействовать на сознание аудитории и достигают своей цели только тогда, когда адресат не только поймет сущность сообщения, но и согласится с ним, когда мысли, взгляды и суждения, высказанные в аналитической публицистике, будут интериоризированы аудиторией. Примерами этого вида журналистики являются комментарии, обозрения, дискуссии и т.д.

Жанры художественной публицистики содержат в себе сообщение -внушение. Внушение строится на использовании эмоциональных средств воздействия, оно не подразумевает глубокого осознания информации и апеллирует в первую очередь к чувствам и эмоциям аудитории, в связи с чем не нуждается в системе логических доказательств,

Такая аргументация получила в логике название "al publicum" (аргументация к публике). В практике художественной публицистики наиболее часто используется в целях внушения авторитет журналиста.

Исследователи СМИ отмечают наиболее общие черты произведения, обеспечивающие его эффективность независимо от средства распространения. Такими чертами являются: логичность - произведение должно быть связным и непротиворечивым; уместность - должна отвечать условиям и целям воздействия посредством СМИ, а также строиться с учетом особенностей аудитории; доступность - произведение не должно вызывать затруднений в понимании; выразительность - должна передавать не только мысли, но и чувства и волю журналиста.

Произведение журналистики мы понимаем как единство текста и контекста (см. тему № 2). Контекст произведения обусловлен не- анонимностью автора, индивидуальной природой публицистического творчества, официальной средой рождения произведения, предназначенностью "на сбыт" для всех.

Специфика исполнения произведения в СМИ обусловлена технической (искусственной) коммуникацией. Как следствие этого факта, мы можем констатировать также качества произведения как отчужденность зрелища, жестко закрепленный, фиксированный текст, стабильность текста;

наличие посредника ("медиума") - фиксированного текста. Па ТВ мы наблюдаем совпадение личности исполнителя и исполняемой им роли ("маска"), это функциональное, но не ролевое перевоплощение в рамках собственной личности.