2. Литературный сценарий
В воспоминаниях, мемуарах и интервью замечательных мастеров документального кино можно найти массу, скажем мягко, нелестных замечаний по поводу литературного сценария. Их можно найти, например, у француза Криса Маркера (он говорил о том, что снимает то, что видит, а уже потом соображает: к чему бы все это?..).
И все же в неигровом кино (и телевидении) есть целый ряд направлений, где о ненужности или необязательности сценария даже заикнуться невозможно. Достаточно вспомнить, скажем, такие заметные произведения, как английская документальная трилогия Кевина Браунлоу и Дэвида Гилла о кинорежиссере Дэвиде Гриффите. Или замечательный сериал тех же авторов, снятый для телекомпании «Темз телевижн» «Неизвестный Чаплин». Трудно представить себе, как французский режиссер Ален Жобер снимал бы свой сериал «Палитра» о знаменитых картинах и их создателях без тщательно выпи-
48
Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий
санного сценария. То же самое относится и к многосерийной «Российской империи» Леонида Парфенова, где, кроме самого, отлично владеющего пером и словом, автора, в титрах числится еще несколько сценаристов. Попробовал бы кто-нибудь взяться за такое безумное дело - рассказать о многовековой истории огромного государства (да еще и в яркой занимательной форме) без детально выписанного сценария!
При работе над подобными фильмами создание сценария - важнейший и ответственнейший этап. В такого рода фильмах, несмотря на то что они «документальные», авторы могут очень многое предвидеть, предусмотреть и просчитать именно на стадии написания сценария. Если верно знаменитое заявление кинорежиссера Рене Клера: «Сценарий написан - фильм готов. Осталось его только снять», то оно относится именно к таким картинам. Попробую доказать это на примере трехсе-рийного английского документального телефильма «Неизвестный Чаплин».
Если бы этот фильм снимался у нас, то авторы могли бы успешно ответить на многие пункты «Требований к заявкам», о которых мы говорили.
Авторы гипотетической заявки могли бы смело писать о просто-таки потрясающем эксклюзиве, который оказался в их руках. Были найдены десятки коробок с неизвестными прежде кадрами из фильмов Чарлза Чаплина. Как известно, он снимал множество дублей. Иногда их количество доходило до сотен! Долгие годы считалось, что все эти «неудачные» кадры уничтожены. Но исследователи нашли их. И предложили вниманию зрителей фильм о творческой лаборатории гения. Оказывается, следить за тем, как почти из ничего на наших глазах в результате бесконечных проб и ошибок, мучений и счастливых озарений рождаются знаменитые шедевры, - мало с чем сравнимое удовольствие. В этом замысле есть все для успеха. Здесь и тайна - мы впервые видим случайно уцелевшие кадры, чудом избежавшие огня. Присутствует замечательный, талантливый герой. Налицо яркий и неизвестный ранее изобразительный материал. Оказывается, забракованные Чаплином эпизоды и дубли очень смешны, интересны. Они мало уступают кадрам, вошедшим в фильмы. Эти отвергнутые мастером
49
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
эскизы и варианты могли бы стать вершиной творчества какого-нибудь другого комедиографа. Авторы заявки указали бы на невероятные коллизии творческой жизни героя: мало кто мог себе представить, с каким трудом давалась Чаплину его «моцартовская» легкость. Вот и конфликт! А бурная семейная жизнь, которая самым непосредственным образом влияла как на его творчество в целом, так и на подбор исполнительниц главных ролей! В фильме принимают участие некоторые люди, близко знавшие Чаплина, - его родные, члены съемочной группы. Безусловно, авторы фильма должны были еще на подготовительной стадии встретиться с ними и обсудить тему и настроение будущих монологов, внеся их в сценарий. Это никак не повлияло бы на спонтанность предстоящих интервью, но дало бы авторам более точное представление о том, где именно они могли бы стоять в дальнейшем и какие возможности для развития сюжета они дадут.
Если в случае с сериалом «Неизвестный Чаплин» спорить о необходимости сценария не приходится, то в других, более сложных ситуациях дискуссии возможны. Однако к этому мы подойдем чуть позже.
А сейчас попытаемся разобраться в некоторых терминах.
Прежде всего уточним, что такое материал фильма и тема фильма. Их часто путают. И напрасно. Из-за этого возникает много неприятностей и огорчений.
В «Толковом словаре» Владимира Даля сказано: «Тема - задача (положение), которую разъясняют, о которой рассужда-ется» Для того чтобы определить тему нашего фильма, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать? Допустим, я хочу своим фильмом рассказать о том, как настоящая любовь может преодолеть все, даже самые неодолимые препятствия и преграды. Тема благородная и, безусловно, заманчивая. Но эту тему можно решать на разном материале. Например, режиссер Юрий Терещенко рассказывает в своем документальном телесериале «Роксоланы XX века» о любовных историях наших бывших соотечественниц, живущих ныне в Сирии. Они много лет назад вышли замуж за сирийцев и уехали жить к своим избранникам. Проблем у них множество - и бытовых, и культурных,
Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий
и религиозных. Но настоящая преданная любовь преодолевает все. Итак, заявленная авторами тема дается на экзотичном по фактуре и мало знакомом для нас материале сирийских кинонаблюдений и житеских исповедей. В другом фильме «Любовь в плену», снятом режиссером Антоном Гойдой по сценарию Татьяны Ворожко, тема всепобеждающей и нежной любви решена на материале жизни двух пожилых людей из маленького украинского городка: их разлучила война, лагеря, всевозможные злоключения, но они преодолели все и нашли друг друга. Тут экзотикой и не пахнет, материал другой. Аналогичная тема -преданной и неумирающей, несмотря на все невзгоды, любви -в российском документальном фильме «Розы для синьоры Раисы» режиссера Натальи Ивановой решена на уникальном материале: истории украинской женщины и итальянца, познакомившихся во время Второй мировой войны, насильно разлученных и соединившихся вместе спустя десятки лет.
И тема, и материал являются необходимыми элементами авторского замысла. Когда в наличии только одно из двух (или материал или тема), трудно говорить о том, что появится интересный замысел. Ему просто не из чего сложиться!
Бывает, что автор еще не нашел тему, но у него наметился интерес к определенному материалу - то ли к месту съемки, то ли к какой-то ситуации, то ли к определенному человеку. В таком случае нужно двигаться дальше, искать тему, которая может быть решена на заинтересовавшем режиссера материале. Поиски темы, материала, авторского замысла иной раз бывают причудливыми и не всегда развиваются в «правильной» последовательности. Так бывает и у опытных мастеров, и у начинающих режиссеров.
Небольшой пример. История создания первой самостоятельной миниатюры одного студента-первокурсника выглядела так. Воспользовавшись поездкой в Индию, он снял эффектные и выразительные кадры диких животных, живущих в естественной среде. Огромные слоны, смешные обезьянки и прочая живность. Все это было грамотно смонтировано, но выглядело на экране довольно грустно. Материал был понятен - что-то из мира диких животных. Но к чему это все? Какая тут тема? Какой замысел? О сюжете, драматургии, завязке и развязке,
50
51
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
кульминации, эффектном начале и неожиданном финале (что всегда желательно!) говорить не приходилось. Разочарованный приемом своей работы автор пошел в Киевский зоопарк и снял еще один эпизод: те же дикие животные, но живущие в неволе, за решеткой. И вид у них грустный, и клетки ржавые. Режиссер к первому натурному индийскому эпизоду приклеил второй, снятый в зоопарке. После этих усилий появился намек на некий смысл. Определилась тема: счастливая жизнь животных в естественных условиях и жалкое существование в неволе. Два контрастных по настроению эпизода создавали легкий намек на какую-то мысль и драматургию. Но радости от этого добавилось немного: банальность авторской мысли была просто вопиющей. Зритель мгновенно понимал, что к чему, и начинал тосковать не меньше слона за решеткой. Увидев это и серьезно поломав голову, режиссер делает следующий шаг. Он оставляет нетронутыми два уже смонтированных эпизода и приклеивает всего один последний кадр. Кроме того, он снабжает второй эпизод (в зоопарке) несколькими титрами внизу экрана. Готовый фильм под названием «В мире животных и людей» выглядел так: прекрасные кадры из жизни зверей в естественных условиях (в фонограмме - ремикс музыки Поля Мориа, ставшей некогда заставкой телепрограммы «В мире животных») сменяются унылыми кадрами зоопарка. Зрителям кажется, что они уже все поняли, но их подстерегает неожиданность. На кадрах зоопарка вдруг появляются титры. Они сообщают: обезьянка в джунглях живет в среднем два года, а в зоопарке десять лет. В естественных условиях каждый пятый слон погибает в поисках своей пары. В зоопарке слонам при случке помогает сразу пять врачей. Слон в зоопарке погиб только один раз - в 1941 году, во время бомбежки. Для зрителей, которые думали, что уже все поняли, такой поворот событий оказался достаточно неожиданным. Но режиссер ставит и последнюю точку. На экране из глубины джунглей появляется сгорбленная фигурка седого и всклокоченного аборигена неопределенного возраста с безумным взглядом, в рваной набедренной повязке. Через мгновенье на этом изображении появляется титр: «Сингх Чатья. Живет в джунглях. Ему восемнадцать лет»...
Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий
Нетрудно заметить, что по ходу дела режиссер изменил и тему, и материал. У автора появился достаточно провокационный замысел. Цена свободы, бегство от свободы - эти вопросы имеют самое прямое отношение к нашей жизни. И как бы мы ни относились к этой проблеме (и как бы ни относились к достаточно сомнительной в научном смысле статистике, приведенной автором), на экране появилась вещь довольно серьезная (хоть и смешная), гораздо более глубокая, чем простая зарисовка жизни экзотического леса.
Из всего вышесказанного следует: материал может содержать в себе множество тем. Важно, чтобы автор нашел именно свою тему, близкую по строю к его мыслям, взглядам, характеру, темпераменту. Авторское кино, авторское телевидение тем и интересно, что предполагает личный взгляд на всевозможные проблемы истории и современности.
Прекрасно, когда фильм полифоничен, когда он непохож своей незамысловатой простотой на голый телеграфный столб. Но крайне важно, чтобы главная тема фильма не терялась. Когда тем в фильме оказывается много, когда автор кидается от одной проблемы к другой, бросая на полуфразе незаконченную тему и мысль, хватаясь уже за другое, это пагубно для картины. Композиция становится бесформенной и рыхлой. Напряжение падает. Внимание зрителей рассеивается. Мы уже не понимаем, о чем, собственно, идет речь и к чему все это? Главную тему нужно проводить последовательно и четко.
Приступая к работе над сценарием, авторам не мешает уточнить для себя, в каком именно жанре будет решен их фильм.
В документальном кино (так же, как и в игровом) есть мелодрамы и трагедии, драмы и комедии, детективы и сатира.
Если авторы не понимают, в каком жанре они работают, это так же пагубно для фильма, как и невнятность темы или мно-готемье внутри картины.
Документальные фильмы о любви, о которых мы упоминали («Роксоланы XX века», «Любовь в плену», «Розы для синьоры Раисы») - это явные мелодрамы. Авторы осознают это и не стесняются открытых чувств, кое-где выдавливают зрительскую слезу и строят рассказ, ориентируясь прежде всего на эмоциональный отклик аудитории.
52
53
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Студенческий этюд «В мире животных и людей» - это своего рода философская сатира.
Документальный фильм «Казнить палача», снятый автором этих строк для телеканала «Россия» и рассказывающий о том, как спецслужбы Израиля десятки лет искали по всему миру нацистского преступника Адольфа Эйхмана, пока не поймали его в далекой Аргентине, - это политический детектив.
Фильм «Русское счастье» режиссера Юрия Хащеватского рассказывал о том, как авторы фильма пытались познакомить двух немолодых и не очень счастливых одиноких людей — мужчину и женщину. То, что из всего этого вышло, стало самой настоящей трагикомедией.
А как вообще выглядит литературный сценарий документального фильма? Это что - рассказ, очерк или в телеграфном стиле записанный сюжет?
В качестве примера хочу привести сценарий коротенького учебного документального фильма «Охранник» студентки второго курса режиссерского факультета Елены Дмитриевой (ныне уже профессионального телережиссера).
- Глава 1. Смотрю и вижу 9
- Глава 1 Смотрю и вижу
- 1. Изучение биографий великих людей
- 2. Путешествия
- 3. Чтение композиционно острой литературы
- А "к "к
- Глава 2
- 2. Литературный сценарий
- Охранник
- Любовь в плену
- 3. Режиссерский сценарий
- Глава 3
- Режиссерский замысел документального фильма
- Глава 4 Кадр
- Крупность плана
- Панорамы
- Атмосфера кадра
- Один кадр - один фильм
- Глава 5 Монтаж
- Азбука монтажа
- Глава 6
- Мини-хрестоматия
- Глава 7
- Авторское произведение
- Вариации на тему
- Глава 8
- Выбор героя
- Методы съемки
- Глава 9
- 5) Манипуляция звуком и/или изображением не должна иметь места. Любые фильтры, художественное освещение и/ или оптические эффекты строго запрещены.
- 6) Звук никогда не должен записываться отдельно от съемок, и наоборот. Соответственно дополнительные звуки, будь то музы ка или диалоги, не должны добавляться при последующем мик шировании.
- Глава 10 «Опасно свободный человек»
- Часть вторая
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 12
- Глава 18
- Глава 19
- 1П5спЬег
- 3 Питань придбання книги звертатися:
- Вкоаосалшс