11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью. Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей.
Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.
Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом — дать подробности о событии, в третьем — разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом - создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности.
Как известно, к информационным жанрам относятся заметка, репортаж и интервью. Их основное назначение — сообщение новых и интересных фактов из всех сфер общественной жизни людей. В новостных заметках факты могут быть изложены с большим или меньшим количеством подробностей, соответственно мы различаем стиль подачи мягкие или жесткие новости. Предметом репортажного отображения является не какое-то законченное событие, а некий процесс или действие. Поэтому журналисту важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему свое отношение. Факты, приводимые в интервью, всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Например, в интервью-сообщении собеседник информирует читателей о наиболее важных событиях. В интервью-диалоге факты - лишь повод для развертывания беседы.
Иные принципы обработки и подачи фактических материалов мы наблюдаем у профессионалов, работающих в аналитических жанрах журналистики, к которым относят корреспонденцию, статью, обзор, комментарий, отчет, рецензию и др. В таких текстах факты играют роль доказательной базы для рассуждения автора, помогают показать глубинные взаимосвязи между явлениями, вскрыть суть проблем.
В основе художественно-публицистических жанров также лежат документальные факты, но определяющим становится авторское впечатление от факта, авторская мысль. К способам предъявления фактического материала можно отнести типизацию, интерпретацию и образную трактовку. Типизация в очерке в том и заключается, что очеркист в самой жизни, в конкретном проявлении находит наиболее типичный факт, который нагляднее всего заключает в себе основные черты явления... Типизация в очерке — это, прежде всего, отбор наиболее существенного, что имеется в самой жизни, в самой действительности. Авторская интерпретация заключается в том, что, пропустив все факты сквозь свое восприятие, публицист тем самым подвергает их художественной трансформации. Если в аналитических произведениях основная задача - анализ жизненных явлений, то в художественно-публицистических жанрах важнее другое: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений.
Таким образом, в произведениях разных жанров факты могу занимать главенствующее положение, могут — служебное, но для всех журналистских текстов документальная, фактологическая основа является непременным условием.
Новость — оперативное информационное сообщение. Способы подачи новостей строятся по двум принципам: жесткому — от основной информации ко второстепенной и мягкому — с упоминанием занимательных фактов.
Жесткие новости - основные параметры события, итог, результат. Эффект безусловной достоверности, опираются на документы. Экономия мышления и времени читателя. Все должно быть понятно с полуслова, лишняя инфо обрубается (подробности, имена, цитаты и прочее)
Нельзя: произвольно отбирать факты, слишком сокращая, и убирая нечто существенное. Компактно упаковывать, искажая. Авторский произвол.
Мягкие новости - не требующие повышенной оперативности отклика. В 20 веке называли это «новости из портфеля» не так определенно как жесткие требуют точности и нейтральности авторской позиции - более занимательный, развлекательный, авторский жанр. Менее важные, но более интересные. Отвлекающий маневр, если новость все же самоочевидна. Акцент не на итоге, а на обстоятельствах.
Рекомендуется: при пониженной значимости события, когда нужен иной тон разговора о событии, ослаблен или отсутствует оперативный инф. повод
Лид - главный фактический смысл новости, самое начало, (нос сообщения). 2ой-3ий абзац - раскрытие лида, дополнительная инфа, основа. (это называется перевернутая пирамида). Каждый новостной материал должен давать в первых параграфах ответ на вопросы: кто, что, где, когда, почему и как. Когда "лид" содержит ответы сразу на несколько вопросов, то такой "лид" называют обобщающим.
Главный источник новостей в журналистике – информагентства.
Основные требования к новостям: ясность, краткость (когда краткие), яркость. Точность, достоверность, ответственность + беспристрастность, сбалансированность, прямая порядочность в изложении фактов.
- 1.Риторика как наука и учебный предмет. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная речь.
- 2. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.
- 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.
- 5. Речевая ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.
- 6. Типология коммуникативного намерения.
- 7. Профессионально-личностные качества журналиста.
- 8. Читатель как адресат. Постулат отношения к адресату.
- 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
- 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.
- 13. Речевая деятельность. Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и речевое поведение.
- 14. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Устная речь и ее специфика. Основные функции говорения. Роль говорения в профессиональной деятельности журналиста.
- 15. Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика в профессиональной деятельности журналиста.
- 16. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Письменная речь и ее особенности. Письмо в профессиональной деятельности журналиста.
- 17. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность слушания как вида речевой деятельности.
- 18. Функции, виды и способы слушания. Умение слушать - профессионально значимое умение журналиста.
- 19. Барьеры слушания. Условия эффективного слушания в профессиональной деятельности журналиста.
- 20. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность чтения как вида речевой деятельности. Механизмы чтения.
- 21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.
- 22. Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.
- 24. Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки языка газеты.
- 25. Содержательная и стилистическая уместность как необходимое качество языковых средств газеты.
- 26. Риторический канон как модель создания текста.
- 27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала.
- 28. Понятие о топосах. Основные разновидности топосов.
- 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие о хрии.
- 30. Элокуция как этап риторического канона. Функции тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.
- 32. Классификация публицистических жанров: основания для выделения трех групп.
- 33. Общая характеристика информационных жанров.
- 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.
- 35. Заметка: разновидности жанра.
- 36. Репортаж и заметка: общее и специфическое информационных жанров.
- 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организации материала.
- 39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.
- 40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
- 41. Рецензия: жанровые признаки, функции.
- 42. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Коммуникативные и стилистические особенности.
- 43. Проблемная статья и проблемный очерк: общее и специфическое.
- 44. Путевой очерк: специфика разновидности жанра, особенности авторского «я».
- 45. Портретный очерк как разновидность жанра. Герой и автор.
- 46. Эссе: разновидности, жанровые признаки.