Средства массовой информации Германии.
Печатные издания:
Мало общенац газет, преобладание утренних газет, в основном региональные концерны – развитая местная пресса. Причина: современный нем.медиарынок уходит корнями в послевоенные года. Западные союзники закрыли все СМИ, сущ-ие в нацистской Г., и стали создавать свою сист.СМИ, делая упор на развитии СМИ внутри своих собственных оккупационных зон. -> Общ-нац газет мало, и бол-во появилось же после создания ФРГ.
Три категории прессы ФРГ: 1) общ-нац; 2) надрегиональные (распр более чем в 1 регионе, но не на всей территории страны); 3) местная печать (1 регион, 1 район, город и .т.п.)
Концентрация СМИ: многие небольш. местн. газеты входят в «изд. цепочки»: вступают в ассоциированные отношения с неким изд. концерном. Газеты получают от концернов унифицированный контент (статьи о внешн/внутр политике, спортивные обозрения и т.п.), местные новости – на усмотрение редакции. Т.о. газета выживает экономически, но теряет независимость.
Самые крупные концерны сейчас:
1) Аксель Шпрингер Верлаг (газеты: Ди Вельд (кач-ая), Бильд (бульварн.); журналы: ГЕО, ОК, Рллинг Стоунс, Форбс); 2) Вест Дойче Альгемайне Цайтунг; 3) Штудгаутер Цайтунг; 4) Мюнхенер Цайтунг; 5)Ду Монд Шаубер
Происходит таблоидизация даже качественной прессы. Но многие газеты погорели при переходе на таблодиный формат, т.к. не было оборудования для таблоидов. Новые издания практически не появляются, в основном закрываются старые – или сливаются с кем-нибудь. Предпринимаются не очень успешные попытки издавать дешевые издания, например, концерн «Шпрингер» - дешевый вар-т «Вельд» -- «Вельд-Компакт».
«Шпрингер» расширяет влияние за рубежом (напр. Польша – газета «Факт», в Англии участвует финансами в «Дэйли Телеграф» и «Сандэй Телеграф»).
Впервые после 2МВ начала укрепляться партийная пресса. Газета «Франкфуртер Рудшау» (головная у одноименного концерна) разорилась, почти 100% акций было продано концерну «Дойче Друк унд Верлаг» (партийный концерн, близкий к СДПГ). Сейчас этот партийный концерн вошел в десятку крупнейших концернов в Германии.
Общенациональные ежедневные газеты
«Frankfurter Allgemeine Zeitung», FAZ (Франкфуртская общая газета) — либерально-консервативная и самая читаемая в мире газета ФРГ, издается во Франкфурте-на-Майне. Независимая газета, не поддерживает ни одну из политических партий Германии.
«Süddeutsche Zeitung», SZ (Южнонемецкая газета) — серьёзная газета либерального направления, издаваемая в Мюнхене. Несмотря на свое название, является общенациональной газетой.
«Frankfurter Rundschau» (Франкфуртское обозрение) — газета близка к социал-демократам.
«Die Welt» (Мир) — консервативная газета, принадлежашая крупнейшему немецкому издательскому концерну Springer-Verlag, специализирующемуся на выпуске массовой периодики.
«Bild» (Картинка) — бульварная газета, флагман издательства Springer-Verlag, самая тиражная газета Германии. В отл. от всех ост. общ-нац газет, больш часть тиража Bild распр-ся в розницу, не по подписке.
«Handelsblatt» (Торговая газета) — ведущая финансовая газета Германии. Издается с 1946 г.
«Financial Times Deutschland» (Financial Times Германия) — финансовая и политическая газета, которая издается с 2000 г.
ТВ:
Развито Общественное телевидение (ОТВ). В посл годы под угрозой (финансирование и дробление аудитории). Усилия по спасению предпринимает гос-во, но это воспринимается как угроза демократии и свободе слова. Ф-ии ОТВ: гарантировать плюрализм и культурное развитие. Вар-ты финансирования: абонентская плата, гос.фин., рекл.спонс-во, добровольные пожертвования зрителей.
CDF и ARD – общественно-правовые каналы (ОТВ) + 60 каналов в землях Г.
1950 - несколько региональных радиокомпаний решили объединиться в одну. След. 30 лет программы ARD были единственными источниками теле- и радиовещания в Германии. Лишь в 1984 г. на медиарынок ФРГ были допущены частные компании.
Членами объединения ARD являются суверенные телерадиокомпании, кот. самостоятельно готовят свои программы. У истоков объединения стояли всего 6 радиостанций, а сегодня ARD - настоящий мультимедийный гигант. Компания принадлежит обществу (не принадлежит ни гос-ву, ни частноу капиталу). Управляется представителями важнейших общественно-политических организаций, финансирование — через обязательный сбор абонентской платы с каждого зарегистрированного в Г. теле- и радиоприёмника. ARD выпускает 1-ый федеральный канал нем. ТВ. ARD «Das Erste», 11 местн каналов тв, а тж осущ-ет вещание через сеть из более 15 радиостанций.
«Немецкая волна» также общ-правовая медиакомпания. Начала работать в 1953 году как иновещательная радиост-ия. Сегодня это - визитная карточка Германии на 30 языках. В 1960 г. приобрела статус самостоятельной, независимой структуры, не контролируемой, согласно официальному статусу, ни одним правительственным учреждением. Финансируется она Министерством внутренних дел ФРГ
В ФРГ не сущ-т единого закона о СМИ, действуют земельные законы.
При создании Конституции ФРГ в 1949 г. основополагающее право свободы прессы закреплено в статье 5 Конституции ФРГ
DPA – нем.агентство новостей (с 49г.); DDP – почтовая служба (71г.)
Католическое агентство новостей и Евангелическая пресс-служба – частные агенства.
Была задумка перейти к 2010 полностью на цифровое вещание, но не смогли, т.к. такой ранний переход на цифру – преждевременен и оптимистичен. Эфирное, кабельное и спутниковое вещание стали одновременно переходить на цифру. Но немца консерваторы – не хотят переходить на новые приемники. Хотя те, кто перешел и пользуется ими – довольны и во все новшества вникли довольно быстро. В 2003 г. – беспрецедентный переход на цифру целых регионов: Браденбург и Берлин.
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики