logo
Билеты ВСЕ

Применение опросных материалов в журналистике.

Методы сбора материала:

Опросные методы включают в себя все виды получения информации от респондента при прямом (face-to-face) или опосредованном контакте с интервьюером: беседа, интервью, опрос, анкетирование.

Цели опросных методов:

1) проектирование новых СМИ или реорганизации старых,

2) выявление информационных ниш,

3) отношение людей к различным проблемам, явлениям.

Существуют количественные и качественные опросы (на фокус-группах). Промежуточная форма - экспертный опрос.

К методам опроса относят анкетирование - заочный опрос с помощью анкеты и интервьюирование - очный опрос посредством интервью.

Это вопросно-ответные методы сбора информации, и потому они имеют много общего.

Общее: 1. принципиальные правила постановки вопросов, налаживания контактов с опрашиваемыми, некоторые способы контроля и фиксирования информации. Но есть существенные отличия.

Интервью - способ непосредственного взаимодействия интервьюера с опрашиваемым. Этот метод самый оперативный из всех, самый гибкий и богатый потенциальными возможностями - позволяет задать любой нужный вопрос, убедить опрашиваемого не отказываться от разговора, уточнить высказанное суждение, углубить разговор или ухватиться за неожиданно возникший поворот в разговоре, переспросить, перепроверить - за все эти качества высокого ценят интервью журналисты и часто применяют социологи.

Имеет много разновидностей: от строго регламентированного программой, временем и характером общения до свободного обмена мнениями.

В последнее время довольно широко распространились экспресс-опросы в виде уличных и телефонных опросов. общественного мнения с помощью интервью. Здесь важен выбор объектов исследования и формулировка вопроса (маршрут, пункт опроса и проч.)

Наименее надежным с точки зрения репрезентативности является прессовый опрос (публикация анкеты в изданиях, оглашение вопросов по радио и ТВ):

  1. возврат прессовых анкет невелик и составляет, как правило, от 1,5 до 2% от тиража издания.

  2. при таком опросе на анкеты отвечает тот, кто хочет, следовательно, выборка формируется стихийно и безусловно имеет большие несовпадения с генеральной совокупность;