logo
Слово и кино_СТРК

«Кино», тт. 1 («Образ-движение») – 2 («Образ-время») (1983–1985)

В теории кино Делез производит аналогичную инверсию: во главу угла ставит не режиссера или кинотекст, а зрительское восприятие этого кинотекста. В отличие от большинства киноведов, для Делеза кино не выводится из фотографии («движущаяся картинка»), а является чем-то ей противоположным: фотография – изначально статичный, застывший феномен, фильм – изначально динамический образ-движение, не сводимый к отдельно взятому образу-изображению. Зритель в этом случае – не активный субъект, и воспринимающий, и воспроизводящий образы, связывая их в свою личную систему восприятия, а пассивный, только воспринимающий субъект. Такая пассивность позволяет ему видеть образы как единичные, случайно повторяющиеся, и эта случайность дает зрителю возможность понять смысл увиденного (а не создать взамен него свой собственный смысл). По Делезу, кино – система образов, которая принципиально хаотична, не имеет никакого центра.

Понятия кадра, плана и монтажа Делез использует не в привычном киноведческом понимании, а как обозначения актов перцепции, с помощью которых образ обнаруживает различие в самом себе. Здесь кадр = множество элементов, монтаж = единство фильма и его идеи, план = образ-движение как таковой (т.е. «точка зрения зрителя, приведенная в движение»)..

Образ-движение – сложное перцептивное образование, представляющее в сознании зрителя не набор статичных картин, а сам процесс изменения (= становления) образов пространства, времени, в конечном счете – смысла. Он состоит из таких составных частей, как образ-перцепция (пространство-в-становлении), образ-действие (время-в-становлении), образ-переживание (результат движения, событие).

Образ-время – второе ключевое понятие Делеза: иной способ мыслить время, исходя из хаотической системы образов, не имеющей центра; в этом случае зритель «прикасается» к времени, но не создает себе о нем никакого систематического представления, которое бы подменило собой воспринимаемое время. Образ-время позволяет так же познать само время (а не наши собственные реконструкции), как образ-движение позволяет познать пространство. Эволюция мирового кинематографа, по Делезу, – это эволюция от образа-движения к образу-времени: появление звука, цвета, технических возможностей съемки, развитие неореалистических направлений ослабляют метафоричность действия, повышают ощущение присутствия вещи, которую и стремится познать Делез, выйдя за пределы сознания вовне. [Он, как и Кракауэр, – во многом феноменолог.]

NB: Реальность, к которой стремится Делез, – не реальность, в которой существует зритель, а внутренняя реальность самого кино. Образ-движение и образ-время позволяют реальности кинематографа находиться в вечном процессе развития – становлении, не застывать (как фотография).

Делез Ж. Кино. М., 2003. [Там же (с. 11–36) см. предисловие О. Аронсона «Язык времени», обобщающее теорию Делеза.]

1Цит. по: Из истории французской киномысли: Немое кино 1911–1933 гг. / Сост. М.Б. Ямпольский. М.: Искусство, 1988. С. 18.

2Деллюк Л.Фотогения. М.: Новые вехи, 1924. С. 22.