logo
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

41 Результативность журналистики и ее формы

Результативность творчества - одна из главных проблем журналисти­ки. Под результативностью крайне редко подразумевается коммерческий успех, получение доходов от журналистской деятельности. Журналисти­ка (за исключением нескольких откровенно коммерчески ориентирован­ных СМИ) существует, по сути, не ради прибыли, хотя забота о высокой рентабельности изданий не исключена для ведения дела на должном уровне и самостоятельно, без субсидий от лиц и организаций. Высокая социальная результативность создает предпосылки коммерческого успе­ха и гарантий от нежелательных воздействий.

Требование повышения результативности журналистики может вы­полняться в максимальном объеме в том случае, если журналистам доста­точно ясно, что такое результативность, что надо знать о путях достиже­ния высокой результативности, какими умениями располагать для этого.

Ответ на первый вопрос связан с осознанием целевых функций жур­налистики, т.е. с ясным представлением о том, чего же добивается в ко­нечном счете журналистика своей идеологической, культурно-рекреатив­ной, непосредственно-организаторской и другой деятельностью, какова прагматическая направленность данного издания или программы. Поэто­му результативность в общем виде можно определить как меру реализа­ции цели. Символически это можно выразить так: Р-ть = Р-т : Ц.

Из формулы видно, что для высокой результативности (Р-ть) деятель­ности определяющее значение имеет умение поставить цель (Ц) и через соответствующий результат (Р-т) достичь ее. Важное значение при поста­новке вопроса о результативности имеет понятие «цель»: журналист дол­жен ясно понимать ее сущность и пути формирования конкретных целей в журналистской деятельности.

Цель как состояние (сознания, поведения), достижение которого же­лательно для того или иного СМИ и журналиста, имеет субъективную природу и потому может в большей или меньшей мере отличаться от объ­ективно необходимого. Поэтому и журналистам, и аналитикам журна­листского творчества чрезвычайно важно рассматривать поставленные цели на фоне объективных потребностей социального развития приме­нительно к той конкретной ситуации, по поводу которой разворачивает­ся журналистская акция. Не случайно в журналистике (в том числе сре­ди СМИ, находящихся на разных позициях) постоянно подчеркивается, что свои задачи она видит в удовлетворении потребностей общества в информации.

Потребность в информации - это потребность в совокупности таких сведений, в которых общество нуждается для нормального функциониро­вания и развития экономической, социально-политической, духовной и Других сфер. И журналистика призвана выполнять свою специфическую РОЛЬ в «информационном обеспечении» этих потребностей. Разумеется, разнонаправленные общественные силы по-разному «видят» эти потреб­ности, что важно учитывать при анализе их подхода к результативности, но в принципе потребности объективны и не зависят от «мнений». Опреде­лить же результативность можно следующим образом: это степень дости­жения журналистикой целей, соответствующих потребностям общества в массовой информации с учетом реальных возможностей как ее «производителей», так и «потребителей».

Еще более остро стоит вопрос о выборе ориентации на потребности об­щества в информации, если учитывать, что при осознании действительных потребностей человечеству приходится сталкиваться с рядом трудностей, нередко совершать ошибки и впадать в заблуждения. Это наглядно прояв­ляется в том, что представления различных социальных сил, партий, фрак­ций и других группировок о нуждах общества и соответственно о характе­ре их «информационного обеспечения» в той или иной сфере различны.

Эти различия всегда будут сохраняться и возникать вновь на каждом витке развития общества. И работа по определению потребностей, отстаиванию и уточнению в ходе полемики своих позиций, нахождению путей реализа­ции потребностей в информации - постоянная задача, которая стоит перед журналистом.

Разумеется, и представления об эффективности тех или иных акций бу­дут различными у представителей разных позиций в журналистике. Ведь успех одних у «потребителей» информации значит в крайнем случае неус­пех других в той же аудитории. Или если издания (программы) с разными представлениями о потребностях добиваются успеха в своих аудиториях, в обществе формируется разнонаправленность мнений, мышления и воли.