logo
шпоры1

26. Сми во взаимодействии с аудиторией.

Из монографии Нескрябиной О.Ф.: (2 глава)

Считает ли журналист себя единым целым со своей аудиторией, или он склонен мыслить в категориях «Мы» – журналисты и «Они» – публика? – из исследований предпочтений аудитории известно, что люди хотят не столько потреблять информацию, сколько участвовать в медиапроцессе. Людям интересно заявить о себе.

«Мы и Они» – неравенство журналистов и аудитории проявляется в том, что психическая деятельность коммуникатора и коммуниканта описывается по-разному.

Коммуникатор взаимодействует «со стороны личностных характеристик, особенностей самоотношений и самоактуализации в общении,…телевизионная аудитория со стороны ее индивидуальных особенностей восприятия и процессов понимания целей и содержания передачи…» (Матвеева, Л.В. Психология телевизионной коммуникации: учебное пособие;2002 г). Аудитория предстает в качестве объекта, а коммуникатор в творческой роли субъекта медиаобщения. У такого взгляда есть свои резоны, ролевые различия существуют. Но это именно различия, а не антиномия: активный субъект – пассивный объект воздействия.

В противопоставлении «Мы-Они» можно предположить неосознаваемый перенос собственных мотивов на публику: «публика хочет это видеть», вместо: «мне самому это интересно».

Часто журналисты совершают следующую ошибку: стремление отождествлять свойства подачи информации с ее восприятием (сообщение не есть его прочтение); социальные психологи установили факт ассиметрии между тем, что и как человек думает о себе, и что и как он думает о других («Я так подумал, значит так подумают другие», «Я так не думаю, но считаю, что это вполне логично, и значит, так думают многие», «Я-то так не подумаю, но другие скорее всего подумают»). Эти и иные возможные варианты имеют психологические основания и ограничения, которые надо знать медиа специалисту, чтобы точнее представлять связь между собой и своей аудиторией. Мы должны помнить, что тот, кому мы хотим донести информацию – прежде всего индивидуальность!

В монографии Нескрябиной О.Ф. так же есть такое суждение, что в журналистском сознании присутствует что-то похожее на манию величия, что журналисты «фактически занимают место «пророка» или «оракула» во взаимоотношениях индивидуального и коллективного сознания». Она подкрепляет это материалом Болталина С.А. с характерным названием «Журналист как законодатель общественного мнения», который пишет: «Посредством печатного или звучащего слова журналист доносит до сограждан те идеи, ценности, которыми они живут»

ОШИБКА! Самосознание СМИ проявляется в том, какие теории медийной коммуникации популярны в профессиональной среде. Прежде всего, это М.Макклюен с его тезисом «Средство есть сообщение». Это утверждение читается так, что медиа являются не посредником, а творцом содержания информации, что в них делаются открытия и формулируются все идеи об окружающей нас действительности. Нельзя сказать, что это полная неправда, но это очень сильное преувеличение.

Журналисты часто объясняют качество нынешней журналистики потребностями аудитории, которые проявляются в рейтингах программ, но это скорей один из вариантов защиты самих же журналистов. Хотя доля истины в этом есть, но и некая уловка.

Недовольство информационной политикой СМИ – массовое явление в нашем обществе, и в то же время, эта политика строится на предпочтениях аудитории. Отчасти, это парадокс. Ничего удивительного, психика человека как раз то место, где рождаются парадоксы! Это можно объяснить следующими психическими закономерностями: Первая: у большинства людей не совпадают сиюминутные мотивы и долгосрочные («Хорошо бы на ТВ было больше образовательных программ, но сейчас я устал и посмотрю боевик»). Вторая: эффект массы или «мой голос ничего не решает» (многие зрители недовольны присутствием насилия в СМИ; и при этом они создают рейтинг агрессивному ТВ, включая определенный канал). Третья: эффект «Я – это другое дело» (на вопрос, оказывают ли СМИ отрицательное воздействие на моральное и правовое сознание общества, многие отвечают уверенное «Да», исключая себя из абстрактного множества «сознание общества»).

Чтобы оценить отношение аудитории к СМИ, недостаточно одних рейтингов. Надо задавать людям вопросы: довольны ли они своим досугом, состоянием культуры, общественной моралью, наконец.

Вопрос Двусторонний и односторонний режим функционирования СМИ):

В теории коммуникации выделяют два контура циркуляции информации. Первый контур включает канал СМИ и аудиторию. Второй контур представляет собой обмен мнениями по поводу увиденного, услышанного и прочитанного. Адресаты «оценивают сведения, полученные из СМИ, с учетом суждений о них авторитетных людей – лидеров мнений, имеющих собственные взгляды на события и характер их освещения в масс-медиа» Роль второго контура в наше время не всегда заметна. Некоторые теоретики склонны ее вообще игнорировать. Она возрастает в периоды политических компаний и в ситуации, когда человеку предстоит серьезный выбор: за кого проголосовать, где найти надежных дилеров и т.п. Тогда реципиент не полагается на политическую и коммерческую рекламу, а ищет экспертов, или советчиков из числа своих знакомых.

Восприятие информации – процесс, индивидуализированный по многим параметрам. Личность обладает когнитивной уникальностью, свободой и целостностью. Хотя разные люди обладают когнитивной индивидуальностью в очень разной степени. Уникальность, свобода и целостность – взаимосвязанные характеристики. Когнитивная уникальность состоит не просто в колоссальном разнообразии информации, которой обладают индивиды. Она является следствием таких процессов как мотивация, выбор и творчество.

Термин «интернальность» (может быть полезен для оценки профессионального самосознания) - это когда личность берет ответственность на себя, объясняя события, происходящие в ее жизни собственными решениями, характером или способностями («экстернальность», когда ответственность за происходящее перекладывается на внешние события). Некоторым сегментам отечественной журналистики стоит начать «жить заново» и перестать перекладывать ответственность за качество СМИ на потребителя или на объективные обстоятельства.

Журналист - профессионал сам выбирает позицию. Он может принять установку на истинное и глубокое самосознание, а может предпочесть оборону, созданную из защитных механизмов психики.

По учебнику Богомолова Н.Н. «Социальная психология массовой коммуникации»:

Одной из особенностей массовой коммуникации является ее ярковыраженная социальная направленность. Использование технических средств приводит к тому, что общение в рамках МК, обязательно носит организованный характер. Межличностное же общение стихийно.

Отсроченная обратная связь, то есть, которая возникает не в процессе общения коммуникатора с аудиторией, а лишь после окончания передачи или прочтения сообщения. Поэтому диктуемые сообщения должны быть максимально четкими и понятными для самой широкой аудитории. Кроме того, отсутствие обратной связи, как правило, не дает возможности сразу заметить и исправить допущенную оговорку или ошибку.

Признаки сообщения:

Направленность информации. Отсутствие непосредственной обратной связи в СМИ придает потоку массовой информации однонаправленный характер от коммуникатора к аудитории. Это приводит к постоянству коммуникативных ролей в массовой коммуникации в отличие от межличностного общения лицом к лицу, где обычно во время разговора происходит попеременная смена коммуникативных ролей.

Возрастающие потоки сообщений, делают процесс восприятия и понимания и оценки все более сложными. Все это приводит к такой особенности массовой коммуникации, как "двуступенчатый характер" массовой коммуникации. Суть явления в том, что часть информации человек получает не через непосредственно СМИ, а от других людей, которые узнали информацию через СМИ.

Массовая коммуникация - это процесс обращения массовой информации, который невозможен без использования специальных технических средств распространения этой массовой информации, таких как печать, радио, телевидение, интернет.

Универсальная структурная модель СМИ - коммуникатор, сообщение, канал, аудитория (реципиенты), получаемый эффект.

Стороны общения!!!

Информационная (получение информации)

Перцептивная (восприятие аудиторией информации)

Интерактивная сторона общения (взаимодействие аудитории и коммуникатора).

Парасоциальное взаимодействие возникает тогда, когда респонденты, особенно часто телезрители, воспринимают коммуникаторов СМИ, как своих реальных знакомых и создают себе иллюзию общения с ними.

Социальные функции:

Социально-психологические функции.

А.А. Леонтьев и Ю.А. Шерковин отмечают выделение двух видов функций общения: социальную и социально-психологическую. Дж. Доминик же выделил потребность в познании, отвлечении, потребность в "уходе от дел".

По восприятию!!!!

Как утверждает Г.М. Андреева, информация СМИ физически не может служить зеркальным отображением реальности из-за ее многообразия.

Социальные стереотипы аудитории!!! Впервые этот термин использовал У. Липпманн в 1922 году. Согласно Липпманну - стереотипы - это упорядоченные, детерминированные культурой "картинки мира" в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высокую самооценку.

Характеристики социальных стереотипов: Упрощенность и схематичность образа социального объекта; Широкая распространенность; Эмоционально-оценочный характер представлений; Стабильность, устойчивость стереотипных представлений; Неточность стереотипных представлений