Глава 12
От Параджанова до Парфенова.
Коллаж
В начале прошлого века два замечательных художника Пабло 1икассо и Жорж Брак почти одновременно и совершенно не говариваясь стали делать коллажи. Один из них вклеил в свою артину кусок настоящих обоев, а другой - фрагмент газеты. Это понравилось. Игра разными фактурами, неожиданными сочетаниями материалов вызвала настоящий фурор. Высокое искусство живописи встретилось с самыми неожиданными материалами: строительными чертежами, тряпками, стеклышками, бусинками.
Само слово «коллаж» в переводе с французского обозначает « склеивать », « наклеивать ».
Искусствоведы легко находят коллаж и в литературе, и в других видах искусства. Давно замечено, что некоторые пьесы Шекспира представляют собой удивительное сочетание философских притч с детективными историями, любовных драм с мистическими триллерами. Известный исследователь творчества Достоевского Леонид Гроссман в свое время так писал о романах русского классика:
«...не стремясь к классически простым и академически чистым формам, он принял для себя принцип создания огромного художественного целого из сочетания противоположных элементов: религиозная философия и бульварный роман, Апокалипсис и газета, трагедия и анекдот, мистерия и пародия, исповедь и фельетон, житие и уголовный рассказ - все это сознательно вводится им в состав его романа и получает в высоко раскаленной атмосфере его творческой лаборатории цельность и крепость единого художественного сплава»1
308
309
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
От Параджанова до Парфенова. Коллаж
Замечательный кинорежиссер Сергей Иосифович Параджанов был большим мастером коллажа. Как живописного, так и кинематографического.
Его фантазии на тему знаменитой Джоконды занимают целую стену в Музее Параджанова в Ереване. Коллажи с Джокондой поражают фантазией автора. Фрагменты репродукций знаменитой картины, комбинации разных ее фрагментов с самыми неожиданными предметами - бусинками, ракушками, стеклышками и даже столовыми вилками создают удивительные композиции. Вот Джоконда в стиле Босха, окруженная жуткими мистическими персонажами. А вот Джоконда в компании Майи Плисецкой и Владимира Высоцкого (лица «Высоцкого» и «Плисецкой» тоже вырезаны из фрагментов репродукций самой Джоконды). Вот глубоко порочная Джоконда. А вот удивительно нежная, трогательная и беззащитная. Рядом
— две Джоконды, разглядывающие одна другую. На следу ющей картине - странная трапеза нескольких персонажей, «собранных» из фрагментов лица Джоконды. Когда-то эти работы Параджанова вызывали резкую критику сторонников высокого искусства. «Как вы могли? На что вы подняли руку? Что вы сделали с Джокондой?!» - возмущенно вопрошали у режиссера. «Ничего я с ней не сделал! - отвечал Параджанов.
- Я просто дал своему племяннику три рубля, и он купил мне репродукции. Я их разрезал, кое-что склеил, кое-что добавил. А ваша Джоконда висит в Лувре. Целая и невредимая. Можете пойти и проверить!»
Коллажные построения характерны и для кинематографических работ Сергея Параджанова.
В его «Легенде о Сурамской крепости» можно увидеть в высшей степени любопытные вещи.
В этом историческом фильме в одном из кадров совмещено следующее: на переднем плане мы видим барабанщика и сигнальщика с флажками в средневековых костюмах, которые на берегу моря исполняют свой танец. Над ними в воздухе парит старинный сказочный парусный летающий корабль. А на заднем плане легко увидеть стоящие на рейде современные корабли - сухогрузы и танкеры. Причем сделано это не случайно, не по недосмотру, а совершенно сознательно. Режиссер играет
разными фактурами, разным временем и интонациями, включая в свою игру и зрителей.
В одном из кадров другого исторического фильма Сергея Параджанова «Ашик-Кериб» можно увидеть не менее любопытные вещи. В сцене из средневековой жизни наложницы шаха, расположившиеся у его ног, внезапно вытаскивают пластмассовые игрушечные автоматы и устраивают отчаянную пальбу.
Коллаж можно найти и в музыке фильмов этого замечательного режиссера. В этническую музыку некоторых его картин, построенных на восточных мотивах, внезапно вплетаются темы популярной западноевропейской музыкальной классики.
Советский кинорежиссер Сергей Юткевич в свое время снял фильм «Баня» по пьесе В. Маяковского. Это был фильм-коллаж, в котором соединялись анимационное и игровое кино. Юткевич глубоко изучал историю коллажа в литературе, музыке, кино и театре. Он писал:
«Исследуя стремительное распространение вируса «коллаж -ности», не могу не привести несколько примеров из области музыки... Родион Щедрин вводит в партитуру своего балета «Анна Каренина» (эпизод в театре) оперную арию Беллини или использует для характеристики героини материал из медленной части Второго квартета Чайковского, а эстонский композитор Арво Пярт в ходе своей Второй симфонии цитирует «Сладкие грезы» того же великого русского классика, или современный советский композитор Борис Чайковский в первую часть своей Второй симфонии последовательно вводит четыре темы -из квинтета с кларнетом Моцарта, парию альта из «Страстей» Баха, фрагменты фантастических сцен Шумана «Вечером» и, наконец, из Четвертого квартета Бетховена, то во всех этих разрозненных, но неслучайных примерах я вижу, вернее, слышу доказательства сознательного использования возможностей звукового «коллажа»2
Примеров музыкальных коллажей можно приводить множество. Вспомним хотя бы замечательный эпизод из фильма «8 2/2» Федерико Феллини. В сцене на курорте, где пытается отдохнуть и набраться физических и моральных сил главный герой Гвидо Ансельми, звучит настоящий музыкальный кол-
310
311
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
От Параджанова до Парфенова. Коллаж
лаж. В музыку Нино Рота вплетаются знаменитые классические шлягеры, начиная с «Полета валькирий» Вагнера.
Фильм «Тайна острова Век-Кап» режиссера Карела Земана представлял собой будто бы ожившие иллюстрации к Жюлю Верну, по мотивам произведений которого он был поставлен. Игровые сцены актеров сочетались со стилизованной под старинные гравюры анимацией. Все это мгновенно возвращало зрителей к детским впечалениям от книг Жюля Верна со старыми гравюрами-иллюстрациями. Игровые сцены режиссер мастерски соединял с анимацией в единое по стилистике целое.
В фильме режиссера Макса Офюльса «Письмо незнакомки» одна цз сцен происходит в купе поезда. Герои абсолютно реальны и реалистичны, а за окном вагона проплывают совершенно условные, аляповато написанные пейзажи. Зрительское изумление длится некоторое время. Но потом все разъясняется. Кол-лажное соединение двух фактур находит свое объяснение в тот момент, когда герои выходят из купе. Оказывается, они сидели не в настоящем вагоне, а в кабинке ярмарочного иллюзиона.
Знаменитый фильм французского режиссера Алена Рене «Хиросима, любовь моя» представляет собой смелое коллажное соединение игрового фильма с документальными эпизодами-вставками. Бурная любовная история молодых людей - француженки и японца - происходит под постоянный аккомпанемент ядерных взрывов на атолле Бикини, кадров, снятых в Хиросиме и Нагасаки. («Любовь вне времени и пространства бывает только во сне», - заметил как-то режиссер). Другой фильм Алена Рене «Мой американский дядюшка» содержит в себе еще более острое соединение разных по типу эпизодов. На этот раз -игровых с научно-популярными.
Художественный фильм «Мой американский дядюшка» развивается по двум сюжетным линиям. Первая линия - жизнь и всевозможные житейские события (успехи в карьере и неудачи, болезни, борьба за личное счастье) главных героев фильма
Жана Ле Галля, Жанин Гарнье и Рене Рагено. Вторая линия
жизнь подопытных крыс, посаженных в клетку. Комментирует эту вторую линию фильма профессор биологии.
Само начало фильма необычно для игрового фильма.
Звуки биения человеческого сердца сопровождают мозаику, состоящую из кадриков с изображением живой природы. Перед зрителем проходят изображения моллюсков и амеб, млекопитающих и ящеров. Среди этих кадров будто бы невзначай камера выхватывает портреты будущих героев фильма. За кадром звучит авторский комментарий, а потом и голос профессора Лабори, который начинает кинолекцию о живой природе, о работе головного мозга, нервной системы и типах поведения.
Шведский кинорежиссер Ингмар Бергман смело соединяет кадры хроники, фрагменты из американских комедий, рабочие моменты киносъемок и, наконец, свой собственный киноматериал.
Французский режиссер Жан Люк Годар в своем знаменитом фильме «Китаянка» использовал принципы коллажа в полную силу, создав причудливое переплетение цитат, портретов, лозунгов, газетных вырезок, фотографий, рабочих моментов киносъемок, подражаний телеинтервью и многого другого. Кинокритик Жан-Пьер Жанкола, исследуя киноколлажи Годара, писал: «Вот несколько примеров: в фильме «Пьеро-безумец» (1965 г.) есть эпизод, где Фердинанд и Марианна (Жан Поль Бельмондо и Анна Карина), только что нарисовавшие мелом у берега моря изображения Фиделя Кастро и Мао Цзэдуна, импровизируют спектакль для американских моряков. Крупным планом сверху рука Фердинанда, изображающая самолет с помощью деревянной планки, просунутой между пальцами. Он зажимает в обращенной вниз ладони пригоршню зажженных спичек, словно бомбы. Бросает их в воду, на дне которой видны камешки. Экран охватывает пламя. Тот же прием снимается в профиль на фоне неба. Слышны звуки реальной бомбежки. Крупным планом американский моряк, довольный, жующий жевательную резинку. Он аплодирует. Экран в огне. Пламя угасает на воде. С близкого расстояния план Фердинанда в мундире американского офицера. Он зажигает сигарету. Слышен голос Марианны, подражающий звучанию вьетнамского языка. В конце этого эпизода впервые возникает план, который Жан Люк Годар будет использовать и в других фильмах: бензоколонка или рекламная вывеска, на которой камера выделяет две буквы «СС» из слова «ЭССО»... В фильме «Две или
312
313
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
От Параджанова до Парфенова. Коллаж
три вещи, которые я знаю о ней» (март 1967 г.) эпизод с американцем: Жюльетта и Марианна (Марина Влади и Анни Дюпре), уличные проститутки, приходят в номер американского журналиста в большом парижском отеле. Он представляется: «Мое имя Джон Богус. Я - военный корреспондент газеты «Арканзас дейли» в Сайгоне. Мне осточертели все эти ужасы, все кровопролитие». Следующие планы представляют собой крошево из газетных фотографий. Трупы, раненые вьетнамцы, обложка американского журнала «Лайф» с лицом раненого американского солдата и надписью: «Война продолжается». На фонограмме - звуки войны, стрельба, взрывы, заглушающие разговор. Голос Марианны: «Америка превыше всего! Америка превыше всего!» И наконец, в фильме «Китаянка» (сентябрь 1976 г.) - одержимость Вьетнамом: листовки, афиши, макеты американских самолетов и тот эпизод, где вновь встречается бензоколонка «ЭССО», на сей раз с недвусмысленной наклейкой: «Напалм - супергорючее»3
Федерико Феллини не смущало откровенно бутафорское море в фильме «А корабль плывет» и наличие съемочной группы в финальных кадрах.
Коллажные построения все чаще проникают и на телевидение.
Недавно известный телеведущий канала НТВ Александр Гордон поставил спектакль в московском Театре современной пьесы. Это была инсценировка «Бесов» Федора Достоевского. Спектакль под названием «Одержимость» представлял собой смелую комбинацию телевизионной публицистической программы и театрального действа. По сути, это самый настоящий коллаж. Зрительный зал превращался в декорацию студии с телекамерами, снующими телевизионщиками и огромным экраном. Зрителей, как и в любой телестудии, перед началом инструктировали, как себя вести. Когда на большом светящемся табло вспыхивали слова «Аплодисменты» или «Негодование», нужно было аплодировать или негодовать. Помощник режиссера объявлял тему дискуссии. Например, «Русский либерализм» или «Административный восторг». На сцене должны были появляться участники шоу - известные политические персонажи. На премьеру были приглашены Ирина Хакамада и Эдуард Лимонов. Вместе с ними должен был появиться и ве-
дущий Александр Гордон. За ними на сцену выходили герои Достоевского - отец и сын Верховенские, Николай Ставрогин, Марья Лебядкина.
Этот коллажный замысел телевизионно-театрального шоу заключался в том, что сами «Бесы» становятся отправной точкой для реального еженедельного телевизионного ток-шоу. Предполагалось также интерактивное участие телезрителей. Каждый раз в театр-телестудию должны были приходить политики, ученые, деятели культуры - и обсуждать ту или иную тему. Персонажи Достоевского тоже должны были по авторскому замыслу вступать в дискуссию. Но изъясняться они обязаны были только словами писателя, без всякой отсебятины. Эти цитаты готовили для них литературоведы-философы. Кроме того, предполагалось, что актеры будут разыгрывать сценки на политическую злобу дня.
Режиссерский замысел этого публицистического телевизионно-театрального шоу ярок и занимателен. Хоть ему и не суждено было воплотиться в полном объеме, но фантазия режиссера вызывает уважение.
Своеобразные коллажи можно найти и в совершенно неожиданном месте — в новостных телепрограммах.
В последнее время на телевидении все заметнее такое явление, как «инфотейнмент». Оно обсуждается критиками и телевизионными практиками. Резко отвергается одними и горячо приветствуется другими. Стремительно вошедший в моду «инфотейнмент» самым непосредственным образом относится к коллажу.
Итак, несколько слов об «инфотейнменте». «Ентетейнмент» в переводе с английского означает «развлечение».
«Инфотейнмент», по определению Владимира Познера, это брак между развлечением и информацией, совместное их существование.
Родившееся в Америке явление с каждым днем получает все большую популярность и в наших широтах.
Одна из телепрограмм такого рода - «Страна и мир» (НТВ). Программа, сделанная на стыке информации и развлечения, даже в своих анонсах носит разные названия: ток-шоу, информа-
314
315
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
ционное ток-шоу и пр. Руководителем программы до недавнего времени являлся Леонид Парфенов. Пожалуй, именно он и его программы дают наиболее яркое представление об «инфотейн-менте». Эдуард Сагалаев, в прошлом создатель «Взгляда» и многих других ярких телепроектов, назвал «Страну и мир» самым типичным примером «инфотейнмента» в России, обвинив ее, в частности, в постоянном и не всегда адекватном мажоре - никто так весело не рассказывает о Чечне, как эта программа...
Во время дискуссии «XXI век: новый информационный порядок», организованной московским отделением «Интер-ньюс», ее ведущий Владимир Познер заметил: «Похоже, что информация превратилась в товар и ее задача не информировать, а развлекать. Главное - не что, а как, не содержание, а форма подачи».
Коллажное соединение новостей с развлечением - так строятся эти своеобразные новостные шоу. На наших глазах рождаются телепрограммы со своеобразной эстетикой, некой смесью эстетики развлечений и поэтики и риторики новостных текстов.
Все тот же Леонид Парфенов, один из лидеров российского телевидения, в последнее время делает успешные попытки соединения познавательных программ с развлекательными.
Интересным и поучительным, на мой взгляд, является коллажное построение телевизионного сериала «Российская империя» (канал НТВ).
Автор и ведущий этого сериала - Леонид Парфенов. В режиссерскую группу входят шесть человек. Первый среди них - известный режиссер и продюсер Джаник Файзиев. Среди его режиссерских работ - «Старые песни о главном», телесериал «Намедни», игровой телесериал «Остановка по требованию», художественный фильм «Турецкий гамбит» и другие работы.
Коллажное построение фильма выдержано последовательно и строго.
Это относится как к драматургии фильма, так и к изображению, и к звуковому решению сериала.
Несколько слов о замысле.
Сама идея создания подобного масштабного произведения подразумевает, на первый взгляд, появление чего-то очень мо-
От Параджанова до Парфенова. Коллаж
нументального и внушительного. Однако авторская идея в данном случае состояла в том, чтобы сериал «Российская империя» был хоть и масштабным, но ни в коем случае не тяжеловесным. Легкий, ироничный, иногда на грани фола тон, характерный для всех работ Леонида Парфенова, подразумевал соответствующее экранное решение. Именно коллаж, с его условностью, многозначностью, иронией, игрой и непредсказуемостью (ведь соединиться в коллаже может все, что угодно), очень подходил для реализации подобного замысла.
Посмотрим, как автор и шесть его режиссеров строят свой коллаж, на примере лишь одной серии - фильма, посвященного жизни и деятельности Екатерины II.
Итак, коллажное драматургическое построение позволяет авторам легко и непринужденно переходить от анализа политической ситуации к историческому анекдоту, от свидетельства очевидцев к собственным, порой весьма субъективным умозаключениям .
Ведущий фильма, например, в одном из эпизодов рассказывает о перипетиях русско-турецкой войны и сообщает о том, что командующим русскими войсками в Италии со штабом в Ливорно был назначен Алексей Орлов. «Как это лихо и непривычно звучит! - восклицает ведущий. - Ну прямо 6-й американский флот в Средиземноморье!» Эта не слишком академическая реплика вплетена в достаточно серьезный текст. И тут же она подкрепляется столь же ироничным и коллажным изображением. Ведущий бродит по расстеленной на полу павильона огромной карте Европы и отмечает местоположение боевых кораблей. Карту легко можно было изобразить в привычном стиле. Подобные карты (строгую графику) можно увидеть в сериалах канала «Дискавери». Но здесь жанр иной и стиль необычный. Ведущий ходит по карте и носит в руках макеты парусников, которые и расставляет согласно боевой диспозиции. Зрелище это довольно забавное, потому что тащит он макеты за мачты, как какие-то большие сумки. Или, как двух гусей, которых Парфенов держит за шеи, напоминая чем-то незабвенного Паниковского. И странный эффект: величие морских и прочих побед Российской империи от этого веселого рассказа не становится меньше. Скорее, наоборот. На экране портрет
316
317
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
От Параджанова до Парфенова. Коллаж
императрицы. Величественный, парадный портрет. Патетика исчезает, не успев начаться. Этот портрет переходит в другой портрет Екатерины, изображенный на современной пивной кружке. Ведущий, находясь в пивной маленького городка, сообщает зрителям, что здесь, на родине императрицы, ею страшно гордятся и даже пиво назвали ее именем.
Множество цитат содержит этот сериал. Как вообще цитируют героев прошлого в документальных фильмах? Это может сделать диктор за кадром. На экране, как правило, портрет или фотографии героя. Для рассматриваемого фильма это было бы слишком правильно и академично. Коллаж так коллаж! На экране появляется условный рисунок или портрет героя, затем пририсовывается ко рту замысловатая загогулина (как это делается в карикатуре или комиксе) и в ней выписывается текст цитаты. За кадром ее читает вслух Алла Демидова. Авторы делают все возможное, чтобы фильм не был похож на учебник. И у них это получается. В учебнике только двоечники пририсовывают к портретам царей и императоров что-либо подобное.
В любом коллаже автор стремится удивить неожиданностями. Это могут быть настоящие часы, приклеенные к холсту в коллажной фантазии Параджанова, или настоящая вилка, приклеенная к раме картины с ужинающими Джокондами в работе все того же Сергея Иосифовича. Точно так же и авторы сериала «Российская империя» постоянно готовят зрителям всяческие неожиданности. Вдруг на экране возникает анимация. На ней Екатерина носится на какой-то древней боевой колеснице, якобы вынашивая замыслы по захвату Константинополя с помощью знаменитого античного средства передвижения. Затем следует небольшой познавательный эпизод, где авторы повествуют о нереальности этих великих планов. И тут же следует еще одна анимация: ребенок возит по столу игрушечную колесницу с воинственной Екатериной, а потом швыряет игрушку в сторону. Но в этот миг на экране появляется «настоящая» Екатерина и отвешивает шаловливому малышу увесистую оплеуху.
Эти анимации и другие, подобные им (как, например, игра Екатерины в солдатики, гадание на картах о суженом и т.д.), вполне уместны в данном контексте, в той системе коорди-
318
нат, которую сразу же задали авторы. В другой стилистике, в ином фильме это могло бы быть неуместным, нелепым и даже глупым.
Когда в финале фильма Федерико Феллини мы видим, как рабочие в съемочном павильоне «создают настоящее море», это не вызывает сопротивления. Весь фильм пронизан условностью и игрой. Но когда, скажем, в одном современном художественном фильме, где не было ни тени условности или игры, сраженные на поле боя солдаты из массовки корчат рожи и давятся от хохота, это кажется, мягко говоря, странным.
Уместное в одном случае может оказаться совершенно недопустимым в другом.
Ослепительная улыбка ведущей развлекательного шоу — вещь необходимая. И почти всегда уместная.
Ослепительная улыбка ведущей программы новостей по поводу и без повода - вещь опасная. Татьяна Миткова (НТВ) заканчивала каждый свой выпуск новостей безмятежной улыбкой. Не так давно эта финальная улыбка последовала сразу же за трагическими сообщениями о терактах и жертвах в Узбекистане. Ведущая радостно улыбалась, разумеется, вовсе не этим ужасным событиям. Но выглядело это бестактно и неуместно. Последовали официальные протесты Узбекистана и угроза отключить в стране вещание канала НТВ, который позволяет себе радоваться, рассказывая о кровавой трагедии...
Но вернемся собственно к коллажам.
Итак, создание коллажа вовсе не означает, что это просто смесь случайных элементов. Здесь есть своя система.
В одной из анимаций четвертой серии «Российской империи», о которой мы ведем речь, показано, как появились Ростральные колонны в Петербурге. Гордые, весело нарисованные парусники в прямом смысле слова получают «по башке» и тонут на наших глазах. После чего из воды выныривают вышеупомянутые колонны. Забавно, чуть легкомысленно - и эффектно. По контрасту мне вспоминается, как недавно одному режиссеру пришлось выбросить из своего фильма весьма эффектный морфинг: на наших глазах трансформировались архитектурные памятники Киева. Было сочтено, что «качающиеся» и «искажающиеся» очертания на экране оскорбляют наши святыни.
319
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Коллаж подразумевает трансформацию привычного изображения.
В сериале «Российская империя» необработанными (то есть сохранившимися в своем первозданном виде) остались лишь кадры с ведущим. Все остальное, включая иконографию, цитаты из фильмов и прочее, трансформировано.
Широко использован полиэкран. Авторы вынуждены постоянно цитировать всевозможные художественные фильмы (это вызвано тем, что подлинной хроники тех далеких времен, естественно, нет). Подобное цитирование в документальных фильмах, как правило, выглядит ужасно. Несовместимые структуры документального и игрового кино разрушают друг друга. Игровые эпизоды кажутся чужеродными и отторгаются всей тканью фильма. Режиссеры Леонида Парфенова решительно трансформируют фрагменты художественных фильмов. Как правило, убирается цвет, вводится подложка - фактура холста. Использован целый ряд дизайнерских приемов - цветные вставки в монохромное изображение, вертикальные полосы, маленькие окошки, между которыми движется стрелка курсора (о курсоре и компьютере чуть ниже). Все это собирает изображение фильма в одно целое, не давая ему развалиться стилистически. Сходные дизайнерские приемы применяют авторы и при обработке иконографического материала. Благодаря этому разные фактуры фильма несколько сближаются.
Коллаж подразумевает игру. Игру ума. И просто игру. На этом коллаж построен.
Авторы сериала играют со зрителем в некую компьютерную энциклопедию. Этим вызвано и появление на экране курсора, который открывает все новые и новые странички. Этот курсор и игра в компьютер последовательно проводится через весь сериал. Перед появлением некоторых анимационных фрагментов вдруг появляется стилизованный фрагмент компьютера с надписью: «Загрузкамультипликации».
Мы уже говорили, что коллаж позволяет авторам многое, но далеко не все.
Например, в этом историческом исследовании нет ни одного интервью с кем-либо из историков. Очевидно, это было бы не в
От Параджанова до Парфенова. Коллаж
стиле фильма. Ведь далеко не каждый историк в силах выдержать тот острый, парадоксальный и динамичный тон, который задает всему произведению Леонид Парфенов. Скажем, поговорить о наградах, орденах и прочих отличиях в одном из эпизодов вполне мог бы кто-нибудь из историков - знатоков геральдики. Но режиссеры используют другой ход. Они вставляют в свой фильм практически без изменений фрагмент изящного имиджевого коммерческого ролика какого-то банка, в котором Суворов, находясь за столом императрицы, отказывается принимать пищу «до появления первой звезды». «Звезду Суворову!» -приказывает Екатерина и награждает прославленного военачальника. Этот заимствованный из рекламы фрагмент монтируется со сценой, где Парфенов собственноручно увешивает старинный мундир самыми разными российскими орденами, рассказывая при этом об их истории и назначении.
320
321
- Глава 1. Смотрю и вижу 9
- Глава 1 Смотрю и вижу
- 1. Изучение биографий великих людей
- 2. Путешествия
- 3. Чтение композиционно острой литературы
- А "к "к
- Глава 2
- 2. Литературный сценарий
- Охранник
- Любовь в плену
- 3. Режиссерский сценарий
- Глава 3
- Режиссерский замысел документального фильма
- Глава 4 Кадр
- Крупность плана
- Панорамы
- Атмосфера кадра
- Один кадр - один фильм
- Глава 5 Монтаж
- Азбука монтажа
- Глава 6
- Мини-хрестоматия
- Глава 7
- Авторское произведение
- Вариации на тему
- Глава 8
- Выбор героя
- Методы съемки
- Глава 9
- 5) Манипуляция звуком и/или изображением не должна иметь места. Любые фильтры, художественное освещение и/ или оптические эффекты строго запрещены.
- 6) Звук никогда не должен записываться отдельно от съемок, и наоборот. Соответственно дополнительные звуки, будь то музы ка или диалоги, не должны добавляться при последующем мик шировании.
- Глава 10 «Опасно свободный человек»
- Часть вторая
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 12
- Глава 18
- Глава 19
- 1П5спЬег
- 3 Питань придбання книги звертатися:
- Вкоаосалшс