logo
ОТЖ (2)

Билет № 37: Антропология журналистики

Журналистика в трактовке этой науки – явление культуры, выполняющее социально-культурную ориентацию.

В антропологии рядом ученых были выведены типы человека, в том числе человек политический. В свою очередь антропология журналистики может вывести тип человека делового, на примере деловой прессы, или хомо экономикус.

Некие основания существования, выведенные в антропологии и подходящие и для журналистики:

- от естественного к искусственному – технология меняет журналистику

- от героического к будничному – журналистика – прибежище реализма

- от канонизма к бытовизму – важнее творчество, а не правила создания журналистского текста

- от приципов к прецедентам – журналистика ухватывает сиюминутное

- от институционализма к неинституциональности – журналистское образование необязательно

- от революции к эволюции – отвергается революция

Журналистика как антропологическое явление – поле взаимодействия автора, героя и адресата журналистского произведения

Автор – достижение равновесия со средой без утраты самоидентичности

Герой – отрицание экологического заблуждения, основанного на том, что понимая среду, мы понимаем человека, меж тем, надо ставить человека независимого в центр всех социальных процессов.

Журналистика рождает новых героев и от нас зависит, кто эти герои!

Адресат – процесс идентификации, когда адресат вживается в тот образ, который ему навязывают СМИ. Роли предлагаемые адресут делятся на роль-функцию – к примеру роль болельщика, роль-персону – к примеру роль успешного представителя богемы, роль-образ – роль оппонента, ученика, собеседника, роль-автор – адресат только домысливает те простые сюжеты, предоставляемые СМИ.

В соответствии с этим выделяют и типы отношений:

Автор-адресат – психология воздействия, манипулирование, пропаганда

Автор-герой – метод сбора информации, психология общения

Герой – адресат – социальное взаимодействие

Таким образом, антропология журналистики – метод понимания журналистики через «человека журналистики»

Предмет – возможность субъектов воздействия на социальную среду.