logo
начитка на ГОСы 2013г моё

Вопрос 49. Функции аналитической (иследовательско-новостной и собственно исследовательской) журналистики

Аналитическая журналистика – с одной стороны общественная деятельность, целью которой является сбор, обработка, получение и распространение социально-значимой информации, целью которой является социальное ориентирование аудитории посредством выработки и донесения актуальных идей, мнений, взглядов, оценок, характеристик, а также при помощи выявления причинно-следственных связей событий и явлений тенденций их тенденций и закономерностей.

Аналитическая журналистика – «кабинетная» журналистика, что обусловлено творческими методами работы журналиста-аналитика. В основе данных методов лежит работа с человеческой мыслью, т.е. доказательство собственных авторских предположений и гипотез, а с др. стороны это обобщение, анализ мнений и оценок экспертов, очевидцев событий, анализ статистических данных, фактов «вторичного» использования, т.е. широко обнародованных и известных.

Аналитические жанры

Совокупность аналитических жанров разделяют на 2 группы (концепция Кройчика): исследовательско-новостные и собственно исследовательские.

исследовательско-новостные жанры – где доминирует фактическая основа- корреспонденция, комментарий, рецензия.

Собственно исследовательские жанры – статья, журналистское расследование, обозрение, письмо.

Отличие исследовательских от исследовательско-новостных: прежде всего то, что факты в исследовательском жанре занимают второстепенное положение по отношению к авторской мысли. Цель исследовательских жанров – доказательство каких-то гипотез.

Функции аналитической журналистики

- моделирование (у Олежко есть работа о моделировании) – журналист в результате своей творческой деятельности формирует модель диалога с аудиторией. Эффективность данного диалога проявляется в обратной связи (рецензии, письма. Звонки в редакцию). С др.строны моделирование можно рассматривать как воссоздание схемы развития ситуации или проблемы.

- прогноз. – функция, которая предполагает глубокую осведомленность автора о происходящих событиях и наблюдаемых явлениях. Прогноз-утверждение, Прогноз-сомнение, Прогноз-информация, Прогноз-претензия и т.д.

- функция социального ориентирования аудитории. Одна из важнейших функций. Обобщение имеющихся мнений, оценок, статистических данных, обобщение предлагаемых вариантов выхода из сложившийся ситуации. На основе данного обобщения автор предоставляет полную картину проблемы и предлагает наиболее приемлемые способы решения обозначенной проблемы. Социальное ориентирование можно сравнить с работой гида или «поводыря», когда журналист, имея представление о картине происходящего, предупреждает аудиторию о важнейших социальных угрозах и рисках.

- аналитическая журналистика выступает источником знаний, сведений для различных социальных институтов (для власти служит хорошей базой информационной о состоянии страны. Для правоохранительных органов служит часто источником информации для возбуждения уголовного дела. Мониторинговые агентства мониторят для власти, бизнесменов отслеживают определенные тенденции. Для журналистов выпускаются журналы «Медиарынок», «Журналист», для бизнеса «Коммерсант», «Эксперт»).

- функция служения форуму – журналистика выступает площадкой для различных деятелей, дискуссионная площадка. Издание выступает общественной трибуной.

- просветительская – функция учителя, повышает уровень образования, осведомленности аудитории.

- накопление и передача культурного опыта. Журналисты-аналитики работают с огромными объемами информации, которые творчески обрабатываются и превращаются в образцы, примеры, которым можно подражать.

- коммуникативная функция – установление контакта с аудиторией

- политические функции – формирование общественного мнения, функция организации общения между различными социальными группами.

Применительно к практической деятельности журналиста функции иследовательско-новостной журналистики можно сформулировать как анализ причин и выявления последствий наблюдаемых событий и ситуаций. Функции исследовательской журналистики заключаются в выработки версий, выдвижении гипотез, предположений, их проверка практикой и доказательство на основе последовательной объективной аргументации. Если в исследовательско-новостных жанрах журналист выступает в роли интерпретатора событий, то в исследовательских жанрах – в роли носителя идеи, которую он должен защитить перед своей аудиторией.

Есть также ролевая концепция журналистики. Исходя из нее – функции журналистики как института непосредственно зависят от той роли, которую она играет в различных ситуациях и роли журналиста, которую он исполняет в различных коммуникативных ситуациях. Роль критика, организатора, агитатора, посредника, коммерсанта – роли журналистики.

35 вопрос. Свобода журналистики как базовая основа функционирования СМИ

Свобода журналистики – явление широкое и в тоже время оно имеет конкретную регламентацию в нормах права. Свобода журналистики Зависит от многих условий: от состояния экономики в стране, от политического режима, от состояния и уровня культуры общества, от состояния защиты и гарантированности прав и свобод человека в стране, от правовых гарантий деятельности журналиста. С т.з. философии свобода идет рядом с ответственностью, обязанностью. При раскрытии данного вопроса нужно принимать во внимание то, что свобода имеет не только плюсы, но может обернуться и отрицательными последствиями. Поэтому: свобода для чего? От кого? Свобода чья? Нередко свобода журналиста ограниченна творческой, профессиональной необходимостью. С т.з. права есть несколько концепций свободы журналистики: 1. авторитарная концепция – полной свободой в сфере информации пользуется только государство, власть придержащие, при этом все остальные ограничены в получении, распространении информации. 2. Либеральная концепция – все имеют равный доступ к получению и распространению информации, для этого необходимы лишь соответствующие экономические ресурсы. 3. Концепция социальной ответственности – журналистское профессиональное сообщество пользуясь свободой в получении и распространении информации в тоже время самоограничивает себя в интересах общества (этические нормы, профессиональные правила, забота о благе всего общества в целом). Предполагает определенных обязанностей.

Свобода журналистики в современной России.

1 подход - происходит возврат к прошлому

2 подход – происходит переход от одной экономической формации к другой, при этом это сказывается на степени свободы журналистики

3 подход – сочетание разных моделей, разные способы взаимодействия журналистики и власти. В России есть как либеральная модель журналистики, социальной ответственности и авторитарной модели. – все зависит от состояния конкретного региона и города.

Свобода журналистики зависит от глобальных целей государства. Если в период СССР – построение нового бесклассового общества и журналистика выполняла роль «подручного» партии, то сегодня декларируются такие цели как отстаивание ценностей либерализма: человек, его права и свободы – высшая ценность. Удовлетворяет ли современное состояние журналистики данной либеральной ценности? – рассматривать с этой т.з. свобода современной журналистики в России непосредственно также зависит и от профессионализма журналиста, его моральных качеств, правового режима, который регулирует деятельность журналиста (закон о СМИ, федеральный закон о доступе к информации о деятельности органов гос.власти, закон о выборах, закон об авторском праве, закон об освещении органов власти в государственных СМИ).

Загидуллина

29 вопрос. Проблема популяризации специализированных знаний СМИ в современных условиях.

Сложность момента популяризации научных знаний. Вариативность прихода знаний. Негативное отношение к науке – мнение о том, что научное сообщество недостаточно эффективно работает, происходит растрата денег (силиконовая долина «Сколково» - растрата денег). В тоже время наука встала в один ряд с другими сферами жизни. В советское время популяризация науки была обязательна для всех СМИ. В постсоветском пространстве такого обязалова нет - это тоже часть проблемы. Принципы Популяризация науки: задача журналиста - самому разобраться в научном открытии, что происходит, зачем и для чего, излагать используя принципы упрощения (редукция – тип редукции -аналогия (бытового уровня)). Продвижение того научного сообщества, о котором идет речь. Вопрос – всю ли научную тематику мы могли бы отнести к популяризации? Решена ли проблема, поднятая в научной статье? Привести примеры журналов, где пишут о науке: рубрика наука в журнале «русский репортер».

Есть специальные научно-популярные передачи, журналы (примеры!!).

Может быть вопрос: в чем сходство научно-популярной статьи от рекламной? Конфликт продвижения научных открытий и закона о рекламе, проблема заказных статей.

39 вопрос. Современные информационные теории и журналистика.

По реферату. Ускорение информационного обмена. Множество способов коммуникации, новое информационное общество. 8-9 теорий.

Применение в журналистике

Для журналиста важен прогноз развития сферы. Если ты знаешь, что за 100 лет твоя редакция нисколько не поменяется – тебе эти теории не нужны, если знаешь, что произойдут изменения – ты начинаешь развиваться в этом направлении, развиваешь свои новые навыки, к примеру, работа в блогосфере. Если я понимаю, что Информационное развитие приведет к информационному переизбытку, тогда я понимаю, что главная задача журналиста – это навигация аудитории, ты объясняешь читателю, фильтруешь информацию, чтобы не перегружать мозг читателя. Если ты личность – ты отвечаешь за то что ты делаешь. Не может профессионал сказать – я это делал, потому что мне так велели. Ты сам принимаешь решения.

Можно рассказывать аудитории об этих информационных теориях – просвещать.

54 вопрос. Задачи журналистики в современном глобализирующемся мире.

Ближе к политическим аспектам.

Определение глобализации.

Глобализирующийся мир – сложный разнонаправленный противоречивый процесс стирания всех границ. Сложности: разноуровневые сообщества трудно объединить (евросоюз – глобализировали, но начались процессы отторжения – конфликт с Грецией, гомогенность скорее кажущееся, процесс глобализации очень сложен). Самый гладкий процесс глобализации – интернет, сети – сами себя настраивают, не нуждаются в дерективах сверху (википедия, форумы – сами участники форума следят за порядком на ресурсе). Для журналиста эти сети источник инфо, продвижения, позиционирования…

Журналист должен понимать, что его слово в любую минуту переводится на другие языки в сети. Задача – 1. повышение ответственности за сказанное слово. Отдельное событие в маленьком городке написанное тобою переводится на другие языки и получает отголоски в глобальном масштабе – нужно следить за тем, что ты говоришь – быть объективным, моральные принципы. 2. Борьба с алармизмом – сенсационизм. Журналист не должен быть сам участником сенсационных событий, для всех СМИ характерно стремление с сенсации, поэтому сенсационизм превращается в капиталл – чем больше сенсаций, тем больше аудитория – денег. 3. Просветительская задача. – есть какая то идея и ты доносишь эту идею аудитории, это несвязанно с актуальной информацией (не сенсация, не супер-новость), ты объясняешь читателю что-то, журналистика рупор идей, на которых основано человеческое общежитие в планетарном масштабе.

Фатеева

История отечественной журналистики

8 вопрос. 2 этапа развития журналистики в 18 веке.

Журналистика до 1758 года и после. Возникновение частных изданий и последствия: борьба с властью, но и учреждение цензуры в 1783 году – указ о вольных типографий Екатерины 2й – вроде разрешила частную журналистику, частные типографии, но и возникновение цензуры (не было инакомыслия – не было цензуры, появилась оппозиция – возникла цензура).

1759 год – время когда появился в России первый частный журнал –что имело революционное значение для отечественной журналистики. До этого существовала гос монополия на печатные издания. Отражалась только позиция государства. Журналитсика в России родилась не так как в других странах – там она развивалась как само собой разумеещееся, из соображений получения прибыли, осознав что есть спрос на информацию и аудитория готова платить за нее, то предприниматели (во Франции) предприняли шаги к распространению печатных листков новостных (первые новостные листки появились в Италии, Германии). Газета – итальянская монета за которую можно было купить листок.

Изобретение печатного станка подтолкнуло к развитию журналистики.

После определенного значительного периода в таком контексте (деньги главное, прибыль – европейское отношение) эти газеты на Западе пережили процесс политизации – создав это мощное средство воздействия на аудиторию, стали использовать в политических, идеологических целях и уже навсегда. Теперь СМИ СМК используются в политических целях, несут политический компонент. В ту эпоху, когда журналистика зародилась она регулировалась государством (феодальномонархическая модель прессы) с другой стороны – оппозиционная модель газеты –буржуазно-демократические принципы. У руля газет либо власть либо оппозиция. Журналистика возникла как частная, потом стала государственной

«Ля газет» Ренадо, субсидировалась кардиналом Решелье – пример феодально-монархической модели газеты, хотя она была частной.

Оппозиционеры пропагандировали свои полит.идеи через свои рупоры.

В отличие от этого в России, которая отставала в экономическом развитии, товарно-денежные отношения, возникновение основных элементов капитализма только после 60х годов

Петр 1 принес явление газеты из Европы в Россию – с целью пропаганды феодально-монархических идей. Первое издание «Ведомости» - пример использование журналистики в целях пропаганды феодально-монархической власти. Последующие издания не были уже настолько политизированны «Санктперебрургские ведомости», академия наук. Самодержваная составляющая представлена уже не так сильно, идет пропаганда литературы, науки. Но поскольку и оппозиции не, то мы можем говорить, что до 1759 года журналистика была политическим инструментом в руках власти. Первые частные издания 1759 год журнал Сумарокова «трудолюбивая пчела» - образец персональной журналистики – он издатель, основной автор, редактор. Др. частный журнал студентов и преподователей шлихетного корпуса – их потребность самореализации, опубликование своих трудов, оплачивали совместно, паевой принцип. Из этих 2х изданий главнее – журнал Сумарокова – рупор оппозиции, рупор буржуазно-демократической идеологии, хотя он этого не осознавал, оно выражалось в литературном труде. Все это было в зачаточном состоянии, последователи Сумарокова пытались определить полит.ситуацию в стране. Этой традиции следовали Крылов, Фонвизин, который опубликовал вопросы Екатерине в академическом издании «собеседник» 1773 год. Екатерина использует этот журнал своими знаменитыми записками по русской истории – научный контент в самодержавно-монархическом духе, а Фонвизин пытается ей оппонировать, но она не поддается – отвечает буквально на каверзы, не понимая подоплеки.

20 век в России тоже дал пример аналогичный – период гос.монополии 1702 -1758 годы аналогичны советскому периоду –не было негосударственных изданий, кроме периода НЭПа, когда несколько лет существовали частные газеты. А так – полный подконтроль СМИ власти. Второй период – исопльзование частной периодики в оппозиционном ключе – развал старой империи как в 1917 году в том числе посредством газет и советский союз развалился не без помощи СМИ.

Посмотреть все издания этого периода, редакторы, годы, политика, настрой. Связать с сегодняшним днем. Ломоносов.