Семантический аспект массовой информации
Постоянной заботой журналиста является повышение информационной насыщенности текстов. Она в свою очередь требует выработку правил, которые позволяют добиваться высокой информационной насыщенности. Правила формируются в соответствии с тремя этапами массово-информационного процесса:1.отображение действительности.2создание текста произведения.3освоение текста аудиторией.Текстовую деятельность журналиста можно описать с трех сторон: семантической, синтаксической и прагматической.Семантика текста (с греч. «значимый, обозначающий») – это характеристика его отношений с действительностью. Каждое произведение, отвечающее этому требованию, должно нести правдивые сведения о жизни, а совокупность произведений в издании или программе должно давать полную и объективную картину действительности. Деятельность СМИ должна позволять массовой аудитории свободно ориентироваться в явлениях, процессах и закономерностях социальной жизни. При этом информация не должна быть однообразной и избыточной. В связи с этим информация делится на 4 группы:1. из важнейших законов ж. – опора на факты. Отсюда появляется и первая группа. Дескриптивная информация – описательная. Наличие в текстах описательных сведений – опора для всех последующих актов журналиста.2Одни и те же факты журналисты представляют по-разному, различны и их оценка, и выводы, производимые на их основе. Причина в том, что осмысление дескриптивных фактов проходит в том социальном идеале, которого придерживается журналист. И этот идеал выступает как прескриптивная информация, представление о желаемом будущем, разделяемом журналистом.3Наложение прескриптивной информации на дескриптивную, анализ фактов в свете «желаемого будущего» позволяют журналисту дать свою оценку происходящему событию. Так возникает валюативная информация, иначе – оценочная. Оценка может быть высказана прямо или содержаться в самом характере подачи материала.Журналист может стремиться высказать свою точку зрения или беспристрастно подать факт, но уйти от оценочного подхода ему не удастся.4.Чтобы продолжить преобразование действительного в направлении к желаемому, необходимо дать конкретные представления о способах достижения этого будущего. Так возникает нормативная информация. Она дает ответ на вопрос «что делать» в связи с определенно оцененными фактами жизни
-
Содержание
- Вопросы к экзамену по курсу «Основы теории журналистики»
- Массовая информация. Качества массовой информации.
- Семантический аспект массовой информации
- Условия прагматической адекватности.
- Исторические типы журналистики.
- Журналистика как социальный институт
- Журналистика в тоталитарном и демократическом обществах
- Сущность и механизм информационного управления
- Социальная ответственность сми и журналиста
- Результативность журналистики
- Информационная и коммуникативная функции журналистики.
- Культурно-просветительская, рекреативная и рекламно-справочная функции журналистики
- Непосредственно-организаторская функция журналистики.
- Проблема принципиальности современной журналистики. Конформизм, нонконформизм, догматизм, беспринципность.
- Свобода журналистского творчества как фактор свободы сми
- Информационная политика и формы ее реализации.
- Творческие факторы эффективности сми
- Виды творческой деятельности в журналистике. Специфика и сложности журналистского творчества.
- 3. Авторская – (от лат. Создатель)
- Важнейшие гражданские и профессиональные качества журналиста
- Проблемы взаимодействия сми в современных условиях.
- Типологическое разнообразие изданий как результат дифференциации.
- Современная российская журналистика как журналистика переходного периода.
- Теория социальной ответственности прессы