logo
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

3.Потенциальная, принятая и реальная информация.

Текст в системе Действительность → Журналист → Текст → Аудитория может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации, поскольку он хотя и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

Следовательно, потенциальная информация сработает лишь в том случае, если «достигнет» аудитории. Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.

Во взаимодействии текста с аудиторией (Т → А) объективно выделяются два акта. Первый – отбор из номера газеты (программы ТВ) нужных аудитории текстов (сообщений), и далее – отбор из этого текста того, что оказалось интересным, понятным, полезным, важным для аудитории. Часть текста, которая «взята» аудиторией, - это принятая информация. Принятая информация всегда составляет какую-то часть объема потенциальной информации Второй акт - это переработка принятой информации, перестройка сознания аудитории под ее влиянием. Сложившиеся представления, взгляды, суждения и т. д. под воздействием принятой информации в той или иной мере преобразуются. Измеряется этот процесс уже не количественной мерой, как в первом акте, а качественной оценкой, характером и степенью изменений состояния сознания аудитории под влиянием принятой информации. «Перестроения» в сознании аудитории под воздействием принятой информации есть реальная информация.