logo
ответы на риторику

39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.

Понятие «анализ» – метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь – не только легло в основу названия группы жанров (аналитические), но и определило их особенности.

Если цель информационных жанров – оперативно сообщить о том или ином факте, событии, явлении, то цель аналитических жанров – не только сообщить читателю о факте, заинтересовать его происшедшим событием, но и вскрыть «корни», показать помимо явления и его сущность. В этих жанрах основу составляет осмысление проблемы (анализ, рассуждение, цепь аргументов), причём автор привлекает читателя в единомышленники, т.е. в активные соратники по самому процессу мышления.

Таким образом, в аналитических жанрах на первый план выдвигается функция воздействия на читателя, убеждения в правильности авторской позиции.

К аналитическим жанрам газетно-журнальной публицистики традиционно относят статью, отчет, обозрение и рецензию. Все эти жанры объединяет органическое соединение анализа и оценки описываемых фактов, явлений. Общий признак этих жанров – информация о новых общественных явлениях, значительных явлениях, произведениях искусства, движение от факта к обобщениям, особое внимание к новизне и рассмотрение явления, художественного произведения. Но направленность оценок, охват материала и композиционная структура в каждом из этих жанров различны.

Вне зависимости от объёма рассматриваемого материала, соотношения аналитико-оценочных компонентов, основой всех жанровых разновидностей остаётся аргументативный текст. Процесс убеждения предполагает систему доводов, аргументов, логических суждений. Тем самым публицистический стиль, оставаясь ведущим стилем аналитических жанров, обогащается элементами научного стиля. Ведущим типом речи аналитических жанров становится рассуждение.

«Рассуждение – функционально-смысловой тип речи с обобщённым причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение». Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственные рассуждению, определяют его композиционные и языковые особенности.

В зависимости от логического способа мышления, положенного в основу рассуждения, они делятся на индуктивные и дедуктивные. Индукция – это движение мысли от накопленных фактов, от частного, конкретного, путем анализа – к общему, т.е. синтезу. Схема индуктивного рассуждения выглядит следующим образом: цель исследования → накопление фактов, их анализ, обобщение → выводы.

Дедукция – это построение умозаключений от общего к частному, т.е. от выдвижения первоначального положения (тезиса) через обоснование к выводу. Схема дедуктивного рассуждения: тезис → аргументы → выводы.

Набор компонентов рассуждения определяется замыслом говорящего (пишущего). Основными являются три части:

– Тезис, или часть, в которой содержится основная мысль, положение, которое будет объясняться или доказываться.

– Обоснование, или доказательная часть, состоящая из аргументов или примеров.

– Вывод, или заключение.

Рассмотрим подробнее основные структурные элементы рассуждения.

Тезис – «мысль или положение, истинность которого требуется доказать».

Тезис является важной частью рассуждения. Это основная мысль текста-рассуждения. Существуют определенные правила выдвижения тезиса:

1) тезис должен быть четким и ясным;

2) тезис должен оставаться неименным на протяжении всего доказательства.

Аргумент – «истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного положения (тезиса)»

По источнику происхождения аргументы делятся на такие виды:

1. Пример – исторический факт или интересное событие.

2. Индукция – общий вывод, проистекающий из различных частных примеров.

3. «Личный аргумент» – вывод, проистекающий из посылок, действий или слов оппонента, противопоставленных оратором своим собственным посылкам, действиям или словам.

Итак, в качестве аргументов могут быть использованы:

- факты, взятые из жизни самого автора или близких или знакомых ему людей;

- факты, взятые из литературных источников;

- ссылки на литературу (цитирование);

- ссылки на авторитеты (мнения известных людей, народная мудрость, тексты Священного Писания);

- «заведомо истинные суждения» (законы, теории, аксиомы);

- логические умозаключения.

Для журналиста главным критерием эффективности того или иного аргумента является степень его убедительности. По степени убедительности аргументы делят на сильные и слабые. Классическим является так называемый «гомеров порядок»: вначале – сильные аргументы, затем несколько доказательств средней силы, в конце – один наиболее мощный аргумент.

Нельзя забывать и правила выдвижения аргументов:

1) аргументы должны быть истинными;

2) аргументы должны обосновываться независимо от тезиса;

3) аргументы не должны противоречить друг другу;

4) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

В журналистике есть ещё одно основание для классификации рассуждений в зависимости от выбранного автором способа доказательства: различают рассуждения с прямыми доказательствами (т.е. рассуждения с такими доводами, которые непосредственно обосновывают справедливость выдвинутого тезиса) и рассуждения с доказательством от противного. Во втором случае истинность тезиса доказывается посредством опровержения предполагаемых положений, противоположных доказываемому. Этот вид доказательства называют также косвенным доказательством,

а противоречащее положение – антитезисом.