logo
ОТЖ (3)

48Социально-ролевая характеристика журналистики

Корконосенко определ как выполнение ряда соц обязанностей в соответствии с обществ запросами и ожиданиями. Ролевая хар-ка строится в зависимости от кол-ва и качеств особенностей дан сфер(социетальн системы): экономич, политич, духовнор-идеологич, соц.

Корконосенко выдел 4 соц роли жур-ки:

-производств-экономич

-информац-коммуникативн

-регулирующ

-духовно-идеологич

Соц-ролевая ха-ка прессы имеет прямое отнош к определ ее функций:

-в соц-сбор, накопление, хранение, переработка и распространение инфо

-духовная- познават, образоват, воспитат,

социально-ролевая характеристика журналистики.

Согласно этой характеристике, журналистика выполняет 4 основные роли: производственно-экономическую, регулирующую, информационно-коммуникативную и духовно идеологическую. Они соответствуют 4-м социетальным системам, на которые подразделяется общественная жизнь. Соответствие между сферами жизнедеятельности общества и производными от них ролями журналистики можно представить в виде схемы:

+49.Типология и аудитория СМИ.

СМИ как соц-организ структура сост из различн взаимосвяз элементов.

-На макроуровне-каналы распространения инфо(печать, ТВ, радио,сетевые СМИ)

-На Мезоуровне- различн медиапредприятия и редакцион коллективы

-на микроуровне- журналисты

Различн трактовки «типологии»:

-научн метод обобщен анализа для создания модели,типа СМИ

- способ типологич описания и сопоставл разнородн объектов исследования

-инструмент расчленения сложн соц объектов на разл группы.

2 вида типологич исследований:

-эмпирический(изуч деят-сть конкретн каналов СМИ по разл параметрам:состав аудит, ареал распростран, авторский состав, тематика издания,жанровая палитра. При этом фиксир устойчив признаки сходства и различия,характерн для изучаемого объекта; систематизир и обобщаются различн эмпирич данные. Благодаря этому интерепретир разнородн типологич структуру СМИ)

-теоритический ( настроено на построение некой идеальн модели СМИ.На основе обобщен признаков выявл основн законом-сти функ-ния СМИ в конкретн историч условиях, объясн внутрен и внешн взаимосвязи изуч системы, прогнозир разл формы модификации или трансформации структуры СМИ в будущем.

Различн формы типологии:

-морфологич типология ориентир на поиск неизмен «архетипа» издания.(«МК», «КП»)

-сравнит-историч- нацелена на описание системы СМИ в ее развитии. Важным явл не только отбраж этапов становл СМИ, но и осмысл всех процессов,ктр в той или иной степени повлияли на трансформацию типологич системы СМИ.

Типология как метод исследования использ в теории жур-ки как особое методологич средство по изуч чрезвыч сложн объекта. Типология помог понять место изданий в системе СМИ, способств их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции,высвечивает место СМИ в памках географич,информац,эконом,соц пространства.

Типологич признаки:

1 первичные:

-издающ орган-учредитель,издатель

-целевое назнач канала СМИ-определ целями задачами издающ органа

-читательс аудит-контингент читателей

2Вторичн типологич признаки:

-авторский состав- контингент авторов материалов, публикуемых вданном издании

-внутрен структура-система разделов и рубрик,рубрикация внутри издания или ее отсутствие

-жанры-набор использ в данном периодич издании жанров жур-ки

-оформление-наличие/отсутствие в издании элементов худож оформлен.

Формальн типологич признаки:

-периодичность выхода

-объем издания

-тираж

По аудиторн типологич признаку выдел разл типы изданий:

-национальные( общероссийские)

-массовые издания, универсальн или специализир по функциям и тематике; их аудитория включ в себя значит часть населения, проживающ на всей тер-рии страны

-качественные---универсальн или специализ по функциям и тематике, адресованы представителям элиты, лицам умственного организат труда

-издания, специализир по отдельн аудиторн группам в промышл,сел/х, на транспорте, в культуре, быту. В числе и корпоративн СМИ

- издания бульварн типа-на потребности толпы, на низкие уровни массов психики

-для возрастн групп:детей, подростков, молодежи

-для женщин/мужчин

-для родителей

16-17Теория социальной ответственности прессы

План ответа:

  1. основатели теории

  2. разграничение на авторитарную и либертарианскую теории журналистики

  3. положения теории:

- пресса ответственна перед обществом

-понятие позитивной свободы: свободы для чего-то, а не от внешнего ограничения

- пресса – плацдарм для обмена мнениями

4. противники четырех теорий

Авторы книги (У.Шрамм и Т. Питерсон) «Четыре теории прессы» избрали в качестве фундамента классификации мировой прессы идеи свободы и ответственности журналистики, главным образом с точки зрения ее отношений с государственной властью. По словам исследователей, пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которой она функционирует. Теории журналистики по сути делятся на две противоположные по сути группы – авторитарные и либертарианские. Обе первоначальные коцепции получили развитие в XX веке претерпели изменения и получили продолжение в самостоятельных теориях: на базе либертарианства сформировалась теория социальной ответственности, а на базе авторитаризма – советская коммунистическая теория прессы. Как показал реальный опыт, свободный рынок информации оказался недостижимым идеалом. Печать попала в зависимость от своих владельцев, которые обрели возможность монопольно распоряжаться ее идейным и фактическим содержанием. Только ответственность СМИ перед обществом служит гарантией того, что человеку будет предоставлено необходимое разнообразие сведений и он сможет вырабатывать собственное мнение. Авторы не исключают, что если журналистика не возьмет на себя такую ответственность, то появится потребность в специальном общественном органе, призванном регулировать поведение прессы. Как говорили сами авторы книги: «наша пресса пытается внести свой вклад в поиски истины, в то время как советская пресса пытается донести готовую марксистко-ленинско-сталинскую истину».

Теория социальной ответственности прессы исходит из главной посылки: свобода несет с собой сопутствующие обязательства, и пресса обязана нести ответственность перед обществом, выполняя определенные важные функции. В той мере, в какой пресса не берет на себя свои обязательства, какая-то другая сила должна следить за тем, чтобы основные функции массовой коммуникации были реализованы. Теория СО основывается на понятии позитивной свободы, «свободы для чего-то», в отличие от либертарианской теории, где свобода понималась как «свобода от внешнего ограничения». Согласно теории СО основные требования к прессе таковы: правдивый, исчерпывающий и вдумчивый отчет о событиях дня, данный в контексте, который делает их значимым; сообщать факт правдиво уже недостаточно, необходимо сообщать правду об этом факте, искать “всю правду”. Пресса должна служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями», выступать средством общественной дискуссии, представлять все существенные точки зрения, давать слово всем группам, которые составляют общество; представлять и разъяснять задачи общества и его ценности; обеспечивать гражданам полный доступ к сведениям, полученным за день; переводить социальные конфликты из плана насилия в план обсуждения.

Далеко не всех западных исследователей можно назвать адептами «четырех теорий прессы». Так, британский профессор Спарк считает, что была неверно выделена линия разграничения – государство или рынок. Как в коммунистических, так и в капиталистических вариантах СМИ управлялись и управляютсяы людьми, стоящими очень далеко от жизни народных масс, и народные массы не имеют над СМИ никакого контроля, а именно это должно быть предметом главного интереса.