37. Массовая культура и сми.
Массовая культура(МК) стала фактом современного общества. Споры ведутся относительно времени возникновения МК. Одни исследователи полагают, что МК не имеет тысячелетнюю историю, а другие – напротив(гладиаторские бои). Такие разные точки зрения возникли из-за смешения понятий массовая и популярная культура.
Массовая культура- это исторический феномен, который сложился в эпоху индустриализации и получил развитие в информационном обществе.
Популярная культура – область культуры, которая понятна, приемлема большинством в любую историко-культурную эпоху.
Основные теории МК:
-
Теория МК как массового общества (Фромм, Фрейд, Ницше, Бердяев) трактуется как выражение духовной несвободы человека, даже угнетение личности. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку. Хосе Ортего-н-Гассет: «МК- динамичное объединение меньшинства и масс». Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса - это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным.
-
Теория феминизма. Исследователи делают акцент на патриархальной идеологии, которая лежит в основе культуры. МК эксплуатирует образ женщины, причем женщина выставляется не как целостное воплощение образа красоты, а предлагаются отдельные части( зубы, ноги, ногти…)
В рекламе есть 2 информационных сообщения:
- информация о товаре
-кто рекламирует
МК имеет несколько уровней:
- кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
- мид-культура (так сказать, культура "средней руки");
- арт-культура (массовая культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
Отличительные черты МК в современности:
-
Экспансия визуальных форм и жанров, которые теснят книжную культуру. Если в начале 20в. Живопись, плакаты отталкивались от текста, то теперь текст строится по закону зрелища (монтажа)
-
Эффект срастания общественного сознания со средствами массовой коммуникации (экранная жизнь пересекается с сознанием человека и становится формой психического мира; не существует противопоставления общественное – частное; частная жизнь не считается привилегией ( становится публичной сценой)
-
Кризис социально-культурной идентичности. Глобальные СМИ стали причиной размытия культурных различий. Своеобразным ответом стал запрос на идентичность (национальную, религиозную и т.д.) Интернет определяет игровую идентичность; её характерная черта - свободная смена масок в зависимости от конкретной коммуникационной ситуации. МК предлагает готовые образцы и стили поведения, которые востребованы.
- 1.Журналистика. Её истоки и предпосылки возникновения.
- 2.Массовая информация в системе категорий журналистики.
- 3.Потенциальная, принятая и реальная информация.
- 4.Информативность сообщения и условия ее достижения. Понятие информационной насыщенности текста.
- 5. Семантика, синтактика, прагматика журналистского текста.
- 6. Дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная информация.
- 7.Специфика массово-информационной деятельности.
- 8. Понятие функции применительно к журналистике.
- 9. Функции журналистики как отражение социальных потребностей.
- 10. Функции журналистики как система, их взаимодействие.
- 11. Понятие «идеология» и идеологические функции сми.
- 12. Культуроформирующие, рекламно-справочные и
- 13. Социальная позиция журналиста. Механизмы её формирования.
- 14. Взаимодействие общечеловеческого и группового в формировании социальной позиции.
- 15. Демократизм и гуманизм как составляющие соиальной позиции.
- 16. Принципы журналисткой деятельности и проблема принципиальности
- 17. Политическая культура журналиста в условиях плюрализма
- 18. Термины «свобода», «необходимость», «ответственность» в преломлении к журналистике
- 19. Возникновение лозунга свободы печати и его предпосылки
- 20. Экономически условия и факторы свободы сми
- 21.Юридическая сторона свободы журналистики
- 23. Либертарианская система журналистики.
- 26. Журналистика как «четвертая власть». Содержательное наполнение понятия.
- 27. Понятие «информационный порядок» и пути его достижения.
- 28.Социальные типы демократической журналистики.
- 30. Информационная борьба и информационная безопасность в сфере сми.
- 31. Массово-коммуникационные средства журналистики.
- 32. Инфраструктура средств массовой информации.
- 33. Взаимодействие средств массовой информации.
- 34. Глобализация информационных процессов.
- 35. Журналистика и массовое сознание.
- 36. Структура массового сознания. Функции его основных элементов
- 37. Массовая культура и сми.
- 38. Виды журналистской деятельности и формирование
- 39.Информационная политика сми и формы ее реализации.
- 40. Типы журналистского творчества
- 41 Результативность журналистики и ее формы
- 42 Действенность журналистики и пути ее повышения
- 43.Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией
- 44 Творческие факторы эффективности
- 46. Характеристика закона рф о сми
- 47. Права и обязанности журналистов согласно Закону рф «о сми»
- 48.Журналистская этика
- 49. Авторское право журналистов
- 50. Опровержение в периодическом печатном издании
- Структура информационного рынка россии