logo
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

36. Структура массового сознания. Функции его основных элементов

Массовое сознание – это совокупность представлений (d, v, n, p) различных социальных групп о мире явлений окружающей жизни (экономической, политической, куль­турной и т.д. и т.п.), которые затрагивают их социальные интересы и ска­зываются на характере их жизнедеятельности как членов общества. Мас­совое сознание больших групп людей (классовых, национальных, региональных, конфессиональных, профессиональных и т.д.) и все чаще населения стран и континентов, даже всего человечества (по глобальным вопросам жизни на земле) объединяет людей, а сознание своей общнос­ти по позициям и стремлениям оказывается мощным двигателем социаль­ной активности. Мера сплоченности групп и наличие лидирующих сил (активистов, организаторов, политических партий) определяет меру и на­правленность этой активности.

Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информа­ции природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодей­ствия с массовым сознанием. Структуру массового со­знания можно представить как совокупность четырех взаимодействую­щих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исто­рического сознания и общественного мнения.

В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по мате­риалам изданий и программ. И поэтому журналистам важно знакомство с каждым из них.

В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Двусоставность этого слова подсказывает содержательное наполнение термина: мировоззрение - это и картина мира в массовом сознании, и взгляд на мир (точка зрения) тех или иных кругов общественности.

Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Поэто­му формирование мировоззрения - главная задача всех форм идеологичес­кой работы. В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения. Разные издания и програм­мы опираются на различные мировоззренческие взгляды; одни исходят из уже сложившихся научных философско-исторических концепций, другие -из различных интерпретаций религиозных учений, третьи (это самый труд­ный, но наиболее плодотворный путь) - ищут отвечающие современному по­ложению вещей новые концептуальные подходы и решения, которые вклю­чают как сохраняющие свое значение прежние идеи и взгляды, так и модифицированные, преобразованные представления, возникающие на ба­зе новых обобщений, вызванных к жизни изменениями общественных реа­лий.

Журналистика участвует также в формировании исторического созна­ния масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилиза­ций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т. п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоя­щим и будущим.

Если мировоззрение и миросозерцание - компоненты «ядра» массо­вого сознания, то историческое сознание составляет как бы область пе­рехода от «ядра» к «оболочке» - общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественное мнение (ОМ) по своей при­роде представляет собой реакцию массового сознания на явления, собы­тия, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет живую ткань текущей истории в ее конкрет­ных характерных проявлениях.

Носителем ОМ высту­пает масса людей, в идеальном представлении - все общество (можно го­ворить и о «мировом общественном мнении», хотя более целесообразно говорить об общественном мнении в рамках определенного слоя, группы, объединения, например, общественное мнение молодежи, рабочих, жите­лей региона и т.д.). В силу динамичного развития современной жизни и под влиянием столкновения различных точек зрения общественное мнение оказывает­ся в высокой степени изменчивым компонентом массового сознания. В него входят новые суждения о возникших явлениях жизни, изменяются ранее сформированные, уходят на периферию сознания и вытесняются, забываются устаревшие.

главное внимание журна­листики обращено к общественному мнению. Именно поэтому сло­жился специфический облик газет и журналов, программ радио и те­левидения. Страница газеты как бы создает панораму текущей действительности, повторяя все многообразие разномасштабных событий, явлений, про­блем. Таким обра­зом, формирование этих компонентов массового сознания идет (и это следует иметь в виду при практической деятельности журналиста) через общественное мнение.

Таким образом, сущность идеологических функций журналистики со­стоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию со­знательности масс путем всесторонней ориентации в действительно­сти, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и ак­тивизации общественного мнения.