42. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Коммуникативные и стилистические особенности.
В особый раздел художественно-публицистических текстов принято относить произведения, написанные в жанре очерка, эссе, слова, памфлета, фельетона, пародии. Все эти жанры отличаются тем, что в них тесно переплетаются черты публицистики и художественности на всех уровнях текста в выражении авторского отношения к происходящему с гражданственных позиций и отражении этой специфики в отборе и сочетании различных языковых и речевых средств.
Основным содержанием художественно-публицистических произведений является не только факт, событие, что характерно для собственно публицистических текстов, но и их оценка, интерпретация, осмысление.
Каждый из сопоставляемых нами стилей предполагает свой образ автора. Для публицистического стиля это образ, прежде всего, информированного человека, для художественного стиля – человека с богатым внутренним миром, а для художественно-публицистического – образ информированного, богатого духовно человека, стремящегося разделить с читателями свою точку зрения по поводу известных событий, убедить в справедливости той или иной их оценки.
В художественном, публицистическом и художественно-публицистическом стилях по-
Автор художественного произведения, как правило, не дает прямой непосредственной оценки изображаемого. Задача читателя художественного произведения – проникнуть в суть авторского замысла, разобраться в авторской позиции. У публициста оценка обязательно выражена. Журналист прямо и непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками, выражая их открыто и недвусмысленно, стремясь убедить читателя в своей правоте. Открытость авторской позиции характерна и для художественно-публицистического подстиля, но она проявляется несколько иначе.
Произведение художественной литературы всегда многозначно, оно ориентировано на возможность различных прочтений, интерпретаций. Публицистическое произведение имеет обычно только один авторский речевой план, призванный формировать определенное отношение к изображаемому. Художественно-публицистический подстиль ориентирован на создание заданного автором отношения к поднятой проблеме в целом, но допускает многозначность в интерпретации отдельных ее аспектов (например, с помощью аллегории, развернутого образа и т.д.).
Основная коммуникативная цель журналиста, пишущего в художественно публицистическом подстиле, – оказать эмоционально-образное воздействие на читателя (слушателя) – обусловила высокий уровень требований к речевому мастерству автора, в частности, к использованию речевых средств. Особенностью художественно-публицистического подстиля является сочетание высокого гражданского пафоса, характерного для публицистики в целом, и индивидуально-личностного отношения к предмету речи, свойственного художественному стилю. Следствием такого сочетания основных стилевых черт является «всеядность» художественной публицистики в выборе средств языка и речи: в рамках этого подстиля возможно использование любых средств (например, в фельетоне). При этом основу стиля формируют языковые и речевые средства выражения оценки (эмоционально-оценочная лексика, фразеология и др.), средства создания эмоционально-образной канвы текста (тропы и риторические фигуры), средства, повышающие коммуникативную направленность произведения (средства адресации и авторизации), и др. Все используемые средства в совокупности и создают индивидуальный авторский стиль журналиста в художественно-публицистическом подстиле. Не случайно, что именно в жанрах очерка, эссе, слова, пародии, фельетона чаще всего работают писатели в публицистике.
- 1.Риторика как наука и учебный предмет. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная речь.
- 2. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.
- 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.
- 5. Речевая ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.
- 6. Типология коммуникативного намерения.
- 7. Профессионально-личностные качества журналиста.
- 8. Читатель как адресат. Постулат отношения к адресату.
- 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
- 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.
- 13. Речевая деятельность. Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и речевое поведение.
- 14. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Устная речь и ее специфика. Основные функции говорения. Роль говорения в профессиональной деятельности журналиста.
- 15. Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика в профессиональной деятельности журналиста.
- 16. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Письменная речь и ее особенности. Письмо в профессиональной деятельности журналиста.
- 17. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность слушания как вида речевой деятельности.
- 18. Функции, виды и способы слушания. Умение слушать - профессионально значимое умение журналиста.
- 19. Барьеры слушания. Условия эффективного слушания в профессиональной деятельности журналиста.
- 20. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность чтения как вида речевой деятельности. Механизмы чтения.
- 21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.
- 22. Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.
- 24. Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки языка газеты.
- 25. Содержательная и стилистическая уместность как необходимое качество языковых средств газеты.
- 26. Риторический канон как модель создания текста.
- 27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала.
- 28. Понятие о топосах. Основные разновидности топосов.
- 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие о хрии.
- 30. Элокуция как этап риторического канона. Функции тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.
- 32. Классификация публицистических жанров: основания для выделения трех групп.
- 33. Общая характеристика информационных жанров.
- 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.
- 35. Заметка: разновидности жанра.
- 36. Репортаж и заметка: общее и специфическое информационных жанров.
- 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организации материала.
- 39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.
- 40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
- 41. Рецензия: жанровые признаки, функции.
- 42. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Коммуникативные и стилистические особенности.
- 43. Проблемная статья и проблемный очерк: общее и специфическое.
- 44. Путевой очерк: специфика разновидности жанра, особенности авторского «я».
- 45. Портретный очерк как разновидность жанра. Герой и автор.
- 46. Эссе: разновидности, жанровые признаки.