logo
Российская политическая наука на страницах журн

Бернейс э. Манипуляция общественным мнением: как и почему

Общественное мнение поддается манипуляции, однако стоит помнить, что обучая общественность добиваться желаемого, манипулятор защищает ее от своей же собственной агрессивности. При изучении общественного мнения в широком смысле методы экспериментальной психологии оказываются не такими эффективными как методы интроспективной психологии. Чтобы формировать и изменять общественное мнение необходимо понимать мотивы людей, знать, какие интересы имеются у них в данный момент, а также хорошо понимать функции и ограниченность физических средств доступа к общественности, таких как радио, трибуны, кинофильмы, письма, газеты и т.д. В изменении мнения общественности существенной оказывается групповая приверженность. Авторитетные и влиятельные группы могут стать важными каналами для влияния на аудитории, превосходящие их по размерам. Чтобы преодолеть инерцию существующих традиций и установок идеи необходимо подавать с импрессией, а сценарии реализовывать с драматизмом.

Круглый стол, Шестопал Е.Б., Нестерова С.В., Смулькина Н.В., Макаренко Б.И., Кертман Г.Л., Межуев Б.В., Володенков С.В., Мельвиль А.Ю., Лапкин В.В., Гаман-Голутвина О.В., Штукина Т.А., Добрынина Е.П., Шутов А.Ю. Образы лидеров в массовом сознании накануне президентских выборов

На круглом столе в феврале 2012 г. на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова были представлены результаты исследования образов участников президентской кампании 2012 г. в массовом сознании, проведенных кафедрой в конце января – начале февраля. В дискуссии были затронуты проблемы сдвига в восприятии политиков между парламентскими и президентскими выборами, новые тренды и возможность раскола политических элит накануне и после выборов, формирующийся запрос на новых политиков.

РАЗМЫШЛЯЯ НАД ПРОЧИТАННЫМ