Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
Т. (терпимость) - стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
Т. – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание.
Понятие появилось в XVI в. Во времена Нантского Эдикта 1598 г. В это время появл. много законов о терпимости, получают свои права французские протестанты на свое свободное религиозное развитие.
В эпоху Просвещения вопрос терпимости выражался в «Письме о терпимости» Дж. Локка.
Классическая теория т. м.б. выражена в изречении, кот. приписывают Вальтеру: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение».
Идеал толерантности: документ ЮНЕСКО – Декларация принципов толерантности (1995). Подписали 185 государств, включая Россию).
Толерантность и СМИ:
1. Ж-ка как основополагающая коммуник. система общества – наиболее благоприятная почва для прививания идей и принципов толерантности;
По идее жу-сты должны выработать универсальный для всех язык сообщений, который бы никого не задевал «за живое» и не разжигал «национальную рознь». По мнению многих исследователей, это верный путь к построению толерантного общества, т.е. демократии, и не просто демократии, а «демократии обсуждения».
2. Для достижения толерантности важно понять процессы формирования интолерантности. У нас их в какой-то степени можно объяснить соц-псих. особенностями россиян (наследство СССР), а именно (вспомните дедушку Ненашева) не осознание своей отдельности от других, и следовательно, своей личной ответственности – деиндивидуализация, деперсонификация. Это во многом влияет на постижение чужой культуры и ценностей.
СМИ, грубо говоря, должны помочь разобраться в том или ином вопросе беспристрастно. Для этого они сами должны быть беспристрастными – большая ответственность за то, что и как они говорят/пишут.
3. На первый план выдвигается образовательная функция СМИ. Жу-сты должны освещать вопросы культуры мира и прав человека на принципах свободы, справедливости, терпимости и солидарности.
Итог: Т. – это, по сути, прекраснодушие, своего рода утопия, особенно в журналистике. Настоящая журналистика в принципе не может возводиться из никого не задевающих и никого не шокирующих фактов (по Бурдье – факты, представляющие интерес для максимальной аудитории, никого не шокируют, за которыми не стоят сложные проблемы, которые не разделяют враждующие стороны и вызывают всеобщее согласие), ей нужны “шероховатости”, и далеко не всегда для красивого словца. Чаще для того, чтобы добиться позитивного сдвига в сознании общества.
-
Содержание
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики