logo
Билеты ВСЕ

Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.

Т. (терпимость) - стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Т. – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание.

Понятие появилось в XVI в. Во времена Нантского Эдикта 1598 г. В это время появл. много законов о терпимости, получают свои права французские протестанты на свое свободное религиозное развитие.

В эпоху Просвещения вопрос терпимости выражался в «Письме о терпимости» Дж. Локка.

Классическая теория т. м.б. выражена в изречении, кот. приписывают Вальтеру: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение».

Идеал толерантности: документ ЮНЕСКО – Декларация принципов толерантности (1995). Подписали 185 государств, включая Россию).

Толерантность и СМИ:

1. Ж-ка как основополагающая коммуник. система общества – наиболее благоприятная почва для прививания идей и принципов толерантности;

По идее жу-сты должны выработать универсальный для всех язык сообщений, который бы никого не задевал «за живое» и не разжигал «национальную рознь». По мнению многих исследователей, это верный путь к построению толерантного общества, т.е. демократии, и не просто демократии, а «демократии обсуждения».

2. Для достижения толерантности важно понять процессы формирования интолерантности. У нас их в какой-то степени можно объяснить соц-псих. особенностями россиян (наследство СССР), а именно (вспомните дедушку Ненашева) не осознание своей отдельности от других, и следовательно, своей личной ответственности – деиндивидуализация, деперсонификация. Это во многом влияет на постижение чужой культуры и ценностей.

СМИ, грубо говоря, должны помочь разобраться в том или ином вопросе беспристрастно. Для этого они сами должны быть беспристрастными – большая ответственность за то, что и как они говорят/пишут.

3. На первый план выдвигается образовательная функция СМИ. Жу-сты должны освещать вопросы культуры мира и прав человека на принципах свободы, справедливости, терпимости и солидарности.

Итог: Т. – это, по сути, прекраснодушие, своего рода утопия, особенно в журналистике. Настоящая журналистика в принципе не может возводиться из никого не задевающих и никого не шокирующих фактов (по Бурдье – факты, представляющие интерес для максимальной аудитории, никого не шокируют, за которыми не стоят сложные проблемы, которые не разделяют враждующие стороны и вызывают всеобщее согласие), ей нужны “шероховатости”, и далеко не всегда для красивого словца. Чаще для того, чтобы добиться позитивного сдвига в сознании общества.