logo
Журналисты Вопросы к ГЭК 2013

24. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий.

Целостный характер печати. Виды печатных изданий. Основные задачи редакционной общности. Типы редакционных систем: журнальной и газетной. Информационная подсистема периодики. Характеристики общероссийских изданий. Модели и типажи местной газеты. Типологические характеристики журнальной периодики.

25. Система жанров в периодической печати и тенденции их развития.

Жанрообразующие факторы в журналистике (предмет отображения, цели журналистского творчества, методы исследования предмета). Обзор-характеристика информационных жанров (заметка, отчет, интервью, репортаж и др.). Обзор-характеристика аналитических жанров (комментарий, рецензия, обозрение, эссе и др.). Обзор-характеристика художественно-публицистических жанров (очерк, фельетон, памфлет, житейская история, легенда, и др.).

26. История рекламы: основные этапы развития.

Истоки рекламной коммуникации. Реклама в античном обществе. Реклама в западноевропейской средневековой культуре. Развитие западноевропейской рекламы в ХIХ веке. Североамериканская реклама в ХIХ – начале ХХ века. Реклама в России: от средневековья к новому времени. Реклама в российской прессе XIX – начала XX. Реклама в условиях коммерциализации прессы. Реклама в пореформенный период, на рубеже веков.

27. Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций СМИ.

Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций СМИ. Социальная позиция и возможности её свободной реализации. Возникновение лозунга «свободы печати». Становление и характер концепций свободы: авторитарная, полной свободы, ответственной свободы. Зависимость концептуальных решений от социальной позиции различных общественных сил. Политическая и идеологическая борьба на различных этапах развития журналистики.

28. Правовой статус журналиста.

Журналист как субъект информационных правоотношений. Правовой статус лиц, приравненных к журналистам. Права и обязанности журналиста. Запрос информации: понятие, формы. Предоставление информации по запросу. Отказ и отсрочка в предоставлении информации. Аккредитация. Ограничение доступа к информации. Виды специально охраняемых законом тайн. Защита источника информации. Недопустимость злоупотребления правами журналиста. Ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.

29. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.

Редактор и автор: основы профессионального общения. Саморедактирование. Редактор и читатель: прогноз восприятия текста аудиторией. Редактор и текст: критерии анализа речевого произведения. Правила подготовки текста к публикации.