logo
ОТЖ (2)

Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития

Само понятие системы предполагает, что, во-первых, речь идет о целостном единстве, а не о конгломерате разрозненных частей, во-вторых, это целое действует и развивается по свойственным ему законам и правилам, в-третьих, между элементами существуют устойчивые связи, а вся система взаимодействует с внешней средой. При рассмотрении системы СМИ нас интересуют именно отношения, связывающие объекты, входящие в эту систему.

Во внешней среде партнерами журналиста являются государство, политическая система общества, экономика и бизнес, культурная среда нации и всего человечества, аудитория. Надо также постояно помнить, что человек постоянно находится в лучах нескольких источников информации и если они противоречат друг друг, человек может запутаться. В самом общем плане можно сказать, что отношения внутри системы СМИ складываются на основе взаимодополнения (оперативная информация на радио+ подрбности в картинка на ТВ+комментарий и исследование в прессе), взаимовлияния (развитие ТВ побуждает печать активно использовать иллюстрации) и конкуренции.

Изучение типологии и системы СМИ предполагает выработку прогнозов относительно современной журналистики. В наше время система СМИ находится в состоянии неустойчивости, обострились противоречия внутри нее самой и в связи с нею, нарастает неизбежность замены ее другой структурой. Особыми критическими моментами являются: резкое усугубление производственно-экономи ческих трудностей, падение политико-идеологического, морального и делового влияния, снижение профессионально-творческого уровня, сокращение объема производства информации (больше развлекаловки и рекламы). От себя замечу, что в настоящее время наблюдается резкий кризис печати, которая проигрывает по оперативности и красочности ТВ.

Для того чтобы выйти из этого кризиса, необходимо ориентироваться на проблемы населения, выработать новые методики труда, увеличить яркость визуальной формы, раскрыть исследовательскую роль прессы, применять более сжатые и энергичные формы подачи информации.

Корконос:

Основанием для объединения многоликих СМИ в целостное образование служит то, что все они выполняют сходную по содержанию общественную работу и действуют сходными методиками.

Под структурой понимается состав и устройство, компоненты сообщества массовых информационных каналов.

Проблема Интернета:

  1. В России Интернет законодательно не относится к системе СМИ (не является отдельным изданием или программой);

  2. К его ресурсам одинаково активно обращаются представители всех традиционных СМИ (совершенствование технической вооруженности журналистов);

  3. Внутри Интернет пространства помещаются и конкретные СМИ, выполненные в электронном варианте.

  4. Культура ещё не накопила достаточно материалов для четкого определения отношения к Интернету.

Поэлементная характеристика системы:

  1. Печать.

- Аналитичность текстов;

- Активизация всех основных зон мозга;

- Тесное взаимодействие автора и читателя;

- Многовековая культура письменной речи – генотип массовых коммуникаций.

- Удобное хранилище информации (компактность, легкая копируемость, возможность отложенного чтения).

Тенденции к понижению популярности. Падение тиражей. Меры к стабилизации ситуации.

2. Радио.

- Оперативность;

- Доступность;

- Практически безграничное распространение;

- Выразительность средств;

- Техническая простота и дешевизна производства.

Устойчивый спрос.

По специализации выделяются:

  1. Универсальные каналы;

  2. Информационные;

  3. Информационно-музыкальные.

3. Телевидение.

- Синтез изображения и звука;

- Полное жизнеподобие;

- Совпадение по времени с событием;

- Облегченное восприятие.

Для различения каналов необходимо сравнение конечной продукции: 1. Радио – трансляция и прием звука, 2. Телевидение – изображение, 3. Пресса – письменный текст.

Аудиовизуальная/печатная журналистика.

Информационные службы (смотреть билет № 14).

Наибольшее взаимопонимание с аудиторией достигается различными каналами, если они действуют сообща, координировано, как элементы единой системы.

Понятие системы:

  1. Целостное единство;

  2. Развивается по свойственным ему законам и правилам;

  3. Между элементами существуют устойчивые связи;

  4. Система взаимодействует с внешней средой.

Потребитель обращается к нескольким источникам информации и остается неудовлетворен, если они дублируют друг друга, либо наоборот резко расходятся.

Отношения в системе складываются на основе взаимодополнения (оперативная информация на радио + подробности на ТВ + исследование в прессе); взаимовлияния (развитие ТВ побуждает печать активнее использовать иллюстрации); конкуренции.

В России система СМИ находится в состоянии неустойчивости (она неизбежно должна обновиться). Кризис на почве утраты системности. Стабилизировавшаяся социальная система должна заказать соответствующую систему СМИ и найти в ней свое отражение.

Прохор:

СМИ – доминанта информационного пространства.

Система журналистики может считаться сформированной, если:

  1. Широко и полно используются специфические возможности различных СМИ.

  2. Любая единица социума может стать учредителем или соучредителем СМИ.

  3. Каждый потребитель, выбрав несколько источников информации, полноценно информирован.

Подсистемы:

  1. Печать (воспринимается без посредников): можно получить целостную картину событий дня, бегло просмотрев газету; можно иметь при себе (ИДИОТ);

  2. Радио. Можно жрать и слушать одновременно.

  3. Телевидение.

  4. Всемирная компьютерная сеть (кибержурналистика).

Техническая подсистема:

  1. Предприятия полиграфии.

  2. Тех. центры телевидения и радио;

  3. Распространители;

  4. Производители оргтехники.

Подсистема работы с кадрами:

  1. Факультеты журналистики;

  2. Различные курсы;

  3. Творческие союзы.

Организационно-управленческая подсистема:

  1. Мин. По делам печати, телерадиовещания и МК.

  2. Объединение по защите индивидуальной собственности;

  3. Различные ассоциации.

Типы взаимодействия СМИ:

  1. Макровзаимодействие (между всем): дифференцирующее и интегрирующее. Складываются 2 типа взаимоотношений: дружеское (простая и сложная кооперации), вражеское (борьба и война) и диалогическое.

  2. Микровзаимодействие (система взаимоотношений между теми изданиями и программами, к которым реально обращается та или иная часть аудитории). Отношения: взаимодополнение, полемические.

Для налаживания взаимодействия необходима (ВНИМАНИЕ!) балансировка со стороны государственно-общественных СМИ, выходящих под эгидой Национального Совета по СМИ => ВСЕОБЩАЯ БЛАГОДАТЬ (прим. - утопическая шизофрения Прохора, которую он в теоретической форме развертывает на 500 страниц).