logo
Билеты ВСЕ

Сми и массовая культура.

Журналистика – произв-во и распространение инфы здесь и сейчас.

Культура – не сфера обслуживание или инфраструктура. Это человеческие ценности более высокого уровня, ценности литературы, искусства, музыки.

Однако их взаимосвязь очень велика.

Культура сегодня испытывает глубокий кризис, т.к. положение экономики оказывает негативное влияние на состояние культуры. Она всегда была на задворках, а в 90-е гг. в условиях дикого рынка вообще была брошена на произвол судьбы. В обществе сокращается способность воспринимать искусство.

Происходит возникновение массовой культуры. Ее особенности:

-отсутствие связей и традиций с национальной культурой

-намеренная доступность, упрощенность

-эпатажность (преобладание формы над содержанием

-подделка под классику (ремейки)

Все это происходит, чтобы было проще управлять людьми.

В начале 2007 года в газете «Известия» под заголовком «Герой нашего времени» были опубликованы результаты исследований массового сознания известного социологического центра ВЦИОМ. Среди этих героев музыкантом года был назван Дима Билан, а среди писателей – Дарья Донцова. Социологи также попросили выбрать пятерку лучших из предложенного списка писателей. Среди них были названы Борис Акунин, Александра Маринина, Татьяна Устинова, а завершил список Александр Солженицын. Комментарий редакции к этим результатам: «Если страна называет писателями тех, кого знает преимущественно с помощью ТВ, значит, она ничего не читает, ибо сегодня книг по ТВ не читают».

За последние годы в России произошли радикальные изменения в структуре роскнигоиздания. За 2006 год из 134 млн. экземпляров книг по художественной тематике 50 % принадлежит детективам и любовным романам, 18% занимает фантастика и 16 % приходится на долю гуманитарных книг (основу которых составляет отечественная и зарубежная классика).

Гигантский всплеск ширпотреба в отеч книгоиздании отражает неудов спрос на подобную продукцию в советское время. + коммерческая литература широкого спроса в отличие от интеллектуальной требует значительно меньше затрат, легка и изготовлении и потому имеет более ускоренный оборот средств. Массовая культура, ширпотреб в книгоиздании – это то, что быстро изготавливается одним энергичным автором на потоке и так же быстро продается.

Интеллектуальная ограниченность, примитивизм современной рос. детективной литературы очевиден и проявляется не только в насаждаемой пошлости и невзыскательности вкуса, минимальной информационной нагрузке. Такая литература не просвещает, а исполняет функцию развлечения, отвлечения. Усреднять познания читателя, воспроизводить посредственность – таково социальное назначение подобной проблемы.

Проблема коренится в тотальной навязанности СМИ, в т.ч. ТВ, которое лишает нас свободы выбора. Возникает манипулирование общественным сознанием и навязывание людям определенных норм и правил жизни.

За этой ситуацией стоят определенные интересы и социальный заказ (известных общественных сил и социальных групп из числа бизнесменов, рожденных в эпоху дикого рос. капитализма). За Донцовой и Марининой стоит могущественное ТВ с десятками мыльных сериалов, снятых на потоке по их же книгам. Заказ понятен: криминальной России – криминальная литература. ТВ внедряют в сознание россиян, особенно молодых, убеждение, что правового порядка в России никогда не было и быть не может, - такова наша историческая судьба и менталитет. 60% эфира – инф-я об убийствах, арестах, судах, побегах. + программы и спецвыпуски, посвященные криминалу, телесериалы про ментов и бандитов. С этим «мыльным потоком» не сможет справиться ни школа, ни семья, ни библиотеки.