Английская журналистика 18 в.
Развитие прессы в Англии в 18 веке шло быстрыми темпами. Английская печать развивалась в более благоприятных условиях, чем печать других европейских стран. Славная революция, принятие «Билля о правах» (1689), отмена цензуры (1695) – привели к всплеску английской периодике в начале века. Возникли многочисленные новые газеты («Дейли курант», «Лондон пост»), первые журналы («Тэтлер», «Спектэйтор»). В 1706 г. была основана первая английская вечерняя газета «Ивнинг пост» («Вечерняя почта»). Перовое десятилетие 18 века отмечено рождением провинциальных газет.
Дж. Свифт в одном из своих писем 1710 г. писал: «Между тем памфлетов и газет стало столько, что их не прочесть и за целый день…».
Важным фактором развития газетной периодики в Англии стала война между Англией и Францией за испанское наследство (1701-1714 гг.). Она породила большой поток новостей из Франции. Так, в 1702 г. была основана первая английская ежедневная газета – лондонская «Дейли курант» («Ежедневные текущие новости»). Основатель газеты Сэмюэль Бакли так определил цель газеты: «сообщать новости, сообщать их ежедневно и беспристрастно». «Дейли курант» просуществовала до 1735 г.
Победа Англии над Францией укрепила ее международный авторитет и влияние на мировую политику. Лондон стал центром духовной, культурной и политической жизни страны. Англия в начале 18 века была центром просветительской мысли. Многие просветители посетили Англию, чтобы познакомиться с передовой английской культурой и социальными институтами.
В правление королевы Анны (1702-1714 гг.) английская печать сделалась выразительницей общественного мнения и приобрела значительное влияние в обществе. В это время в активную журналистскую деятельность включились крупные английские писатели: Д. Дефо, Дж. Свифт, Г. Филдинг, С. Джонсон и др.
Даниель Дефо (ок. 1660-1731) прославился как автор памфлетов «Опыт о проектах» (1697), «Ходатайство бедняка» (1698), «Чистокровный англичанин» (1701), «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702). В них он предлагал демократические реформы в сфере законодательства и образования, высмеивал спесь английской аристократии, религиозную нетерпимость.
За опубликованный анонимно памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами» был привлечен к суду и приговорен к позорному столбу и тюремному заключению. В памфлете «Гимн позорному столбу» (1703) писатель защищал свободу мысли и прессы:
Ты им скажи: он предан был позору
За то, что удержаться не посмел
От правды, что предстала молча взору,
И в изречениях был слишком смел.
(Пер. М. Баженова)
Выйдя на свободу осенью 1703 г., Дефо вернулся к журналистике. С 1704 по 1713 г. он издавал газету «Уикли ревью» («Еженедельное обозрение»). Она выходила 3 раза в неделю и составлялась исключительно самим писателем. Это была небольшая брошюрка объемом от 4 до 8 страниц. Газета издавалась на государственные средства, получала денежную дотацию от правительства. Читатели не знали имени издателя газеты и называли его «Мистер Ревью».
Дефо в газете по-прежнему выступал на стороне вигов, отстаивал демократические права и свободы. Он призывал парламент принять закон об авторском праве. В 1704 г. Дефо опубликовал «Эссе о регулировании прессы». Он продолжает мильтоновскую традицию, выступает против цензуры как оружия в руках правящей партии. Важнейшим критерием для Дефо была правдивость прессы. Он был за свободу прессы, до тех пор, пока она находится в руках порядочных людей. Поэтому Дефо не отрицал необходимости контроля за прессой. Он считал, что издания опубликовавшие материалы клеветнического или оскорбительного характера должны подвергаться наказанию. Дезинформация, публикация слухов и вымыслов – это насилие над правдой, оно угрожает благополучию и спокойствию нации. Но он считал недопустимым лицензирование прессы и предварительную цензуру.
В качестве способов регулирования печати Дефо предлагал обложить периодические издания умеренными налогами, запретить печатать имена людей, замешанных в скандале, обязательно указывать имя автора на титульном листе книги.
Его «еженедельное обозрение» отличалось высоким литературным качеством публикаций, аналитизмом комментариев и материалов. Дефо внес значительный вклад в развитие жанра эссе. Он был блестящим мастером мистификации, прекрасным полемистом. Броские заголовки его статей и памфлетов привлекали внимание читателей.
Дефо-журналист быстро менял свои политические взгляды и симпатии в зависимости от конъюнктуры. После выхода из тюрьмы он поддерживал то вигов, то тори.
Одним из лучших английских журналистов века Просвещения был другой крупный писатель – Джонатан Свифт (1667-1745). Сначала он поддерживал вигов, но после того как они развязали войну за испанское наследство (1701-1713), перешел в лагерь тори. При поддержке лидера тори лорда Болингброка Свифт издавал торийскую газету «Экземинер» («Обозреватель»), она вела жесткую полемику с вигами. Одним из авторов газеты был сам Болингброк под псевдонимом «Случайный свидетель».
Свифт-публицист – автор многочисленных памфлетов: «Битва книг» (1697), «Сказка о бочке» (1704). Первый памфлет был откликом на спор «древних» и «новых». Библиотекарь библиотеки Сент_Джеймского дворца, почитатель современных писателей поставил их книги на видное место. А произведения античных авторов задвинул подальше. Это спровоцировало сражение между книгами, старые книги потребовали, чтобы им вернули подобающее место. В полемике «древних» и «новых» Свифт на стороне первых. В «Сказке о бочке» писатель выступил против мракобесия и религиозного фанатизма.
Благодаря Дефо, Свифту, Филдингу в английской газетной периодике получил развитие жанр политического эссе. «Еженедельное обозрение» Дефо, «Обозреватель» Свифта способствовали развитию профессиональной журналистике.
Рост количества газет поддерживающих вигов заставил правительство тори искать методы контроля (закон о цензуре отсутствовал). В 1712 г. был принят закон о штемпельном сборе, он облагал каждое периодическое издание налогом. Размер налога зависел от объема издания. Штемпельный сбор привел к 2-х кратному увеличению стоимости газет. На спрос это существенно не повлияло, читателями газет в Англии были состоятельные люди. Это нововведение изменило состояние прессы: многие газеты закрылись, а оставшиеся усилили нападки на тори.
В первой трети 18 века английская пресса стала более разнообразной: издавались политические газеты, газеты для женщин, развлекательные газеты.
После смерти в 1714 г. королевы Анны с приходом Георга I к власти пришли виги. Правительство вигов редко прибегало к репрессивным методам по отношению к оппозиционной прессе. Оно чаще использовало экономические рычаги давления на печать. Обычным делом был подкуп журналистов, раздача пенсий, выгодных должностей. В 1724 г. правительство фактически освободило от штемпельного сбора 18 проправительственных газет. Освободившись юридически, английская журналистика была зависима экономически.
В 1710 г. в Англии был принят закон о защите авторских прав. Газеты блокировали рекламу пиратских книг. Газеты не печатали рекламные объявления библиотек, выдавших книги на дом. Это подрывало книжную торговлю, приводило к падению объема книжных продаж.
К середине 18 века печатная газета полностью вытеснила рукописные новости. Обычный объем газеты – 4 страницы in-folio с многоколонной версткой (как правило, 4 столбца на каждой странице). Средний тираж лондонских газет составлял 2-3 тыс. экземпляров. К 1750 г. в Лондоне насчитывалось 5 ежедневных и еженедельных газет.
В 1760 г. к власти пришел Георг III, к власти вернулись тори. Они ужесточили политику в области прессы. К концу 18 в. штемпельные сборы выросли в 6 раз. Обычной практикой стали судебные преследования журналистов. Показательным в этом отношении является нашумевшее дело Уилкса. Джон Уилкс издатель вигского еженедельника «Северный Брайтон» раскритиковал тронную речь Георга III. После чего монарх объявил его личным врагом. В 1763 г. за оскорбительные публикации в отношении королевской семьи его посадили в Тауэр. Английское общество раскололось на сторонников и противников Уилкса.
С 1771 г. все газеты стали печатать отчеты о парламентских дебатах с молчаливого согласия парламента. Британцы проявляли большой интерес к дебатам в парламенте. Во время парламентской сессии больше половины площади газеты отводилось парламентским отчетам. Одну страницу занимали платные объявления и новости культуры (информация о новых книгах, театральных постановках, концертах). Остальное место отводилось новостям международной жизни, статьям на различные темы, поэзии, светским сплетням.
В 1784 г. появился первый почтовый экипаж (курсировал по маршруту Лондон-Бристоль). Вскоре было налажено транспортное сообщение между разными частями страны. Это привело к распространению периодики, росту количества газет. С конца 18 века в Англии отмечается быстрый рост провинциальной прессы. В 1782 г. было 50 региональных газет, а в 1795 г. – уже 72 газеты.
В 18 веке ответственность за содержание газет нес владелец типографии, где эта газета печаталась. Он должен был проверять, не содержит ли номер явной клеветы или дезинформации. Типографщики держали в тайне имена авторов скандальных, сенсационных материалов, т.к. в условиях конкуренции боролись за читателя.
Английские журналы 18 века.
Первыми «полноценными» европейскими журналами приянто считать 2 английских журнала – «Тэтлер» («Болтун») и «Спектэйтор» («Зритель»). «Болтун» был основан в 1709 г. Ричардом Стилом (1672-1729). «Зритель» был его совместным проектом с Джозефом Аддисоном (1672-1719). Оба журнала просуществовали недолго (3 года), но оставили глубокий след в европейской журналистике.
«Болтун» и «Зритель» были образцами просветительской, нравоописательной журналистики. Политика занимала в них весьма скромное место. Основное внимание было сосредоточено на вопросах литературы, философии, морали. Стилл и Аддисон разделяли взгляды Дж. Локка о воспитательной функции литературы. Аддисон признавался, что цель его журнала не только в «развлечении», но и в «совершенствовании страны». Основные жанры журналов: нравоописательный очерк, юмористический портрет, остроумная психологическая характеристика, информационная заметка о новостях культурной жизни, заранее написанные и заготовленные «письма в редакцию». Особенно значителен вклад Стила и Аддисона в развитие эссеистики.
Эссе на литературную, философскую, политическую, этическую или бытовую тему было «гвоздем» каждого номера. Авторами эссе были Стил и Аддисон. Другие заметки и материалы, чаще всего анонимные, поручались немногочисленным сотрудникам журналов. Стил и Аддисон умели живо, остроумно, увлекательно говорить о серьезных проблемах, вывести разговор о незначительных казалось предметах на уровень философского обобщения. Журналы Стила и Аддисона почти никогда не нападали на личности, но высмеивали нравы и институты современного английского общества.
«Болтун» и «Зритель» адресовались образованной публике, интересовавшейся серьезными проблемами современной общественной и культурной жизни. Примечательно, что в каждом номере под названием журнала был напечатан латинский эпиграф (обычно цитата из какого-нибудь античного классика). Но «образованная публика» это не только и не столько интеллектуальная элита, ученые и мыслители, но и представители среднего класса. Аддисон заявлял, что его журнал ставил своей целью вывести философию из тиши кабинетов и библиотек, университетов и заставить ее поселиться в клубах, собраниях, кофейнях. «Зритель» отличался сдержанным и доброжелательным тоном, культивировал позицию беспристрастного зрителя, объективного наблюдателя, стороннего созерцателя событий и нравов.
«Болтун» и «Зритель» имели огромный успех. Ежедневный тираж «Зрителя» доходил до 3-4 тысяч экземпляров. Журналам подражали, в Англии появились многочисленные издания со сходными названиями: «Северный болтун», «Болтушка», «Ворчун», «Шептун», «Всеобщий зритель» и т.д. В 18 в. оба журнала были многократно переизданы в виде отдельных книг и переведены на многие европейские языки. «Зритель» был широко известен за пределами Англии, в том числе и в России. Он оказал влияние на А.П. Сумарокова, Н.И. Новикова и др., И.А. Крылов воспроизвел в своем журнале «Зритель» (1792) название английского предшественника.
Другая модель журнала была предложена английским издателем Эдвардом Кейвом (1691-1754), основавшем в 1731 г. ежемесячный журнал «Журнал джентльмена». Журналу-эссе Кейв противопоставил журнал-хранилище «всякой всячины», журнал-панораму.
Здесь впервые в названии периодического издания было использовано слово «мэгэзин», восходящее к французскому слову «magasin» - «склад, хранилище». «Журнал джентльмена» отличался установкой на разнообразие материалов, информации и рубрик. Журнал содержал публикации научного характера, политическая хроника, рецензии на музыкальные произведения, некрологи, а также сообщения о новостях светской жизни, свадьбах, приемах, природных явлениях и т.д. Кейв первым, несмотря на запрет, стал печатать отчеты о парламентских сессиях. Правда, он не называл имен депутатов-ораторов и лишь после окончания сессии.
Значительное место в журнале отводилось литературной критике, печатались биографические очерки, беллетристика. «Журнал джентльмена» был прототипом литературно-художественных журналов. Журнал был довольно успешен и просуществовал до 1914 г.
Английская журналистика в 18 столетии была одной из ведущих журналистик мира. Она собрала серьезные творческие силы, откликалась на самые актуальные проблемы европейского развития. Успешно разрабатывала жанры памфлета, эссе. Стремилась к объективности и полноте освещения фактов.
- Вопросы к зачету
- Журналистика Германии 19 века. План:
- Особенности журналистики Германии.
- 2. Карл Маркс – публицист и журналист. Публицистика к. Маркса и ф. Энгельса после 1849 года.
- 3. Отто фон Бисмарк и печать. Бисмарк и Наполеон.
- 4. Немецкие информационные агентства.
- 1. Английская журналистика в первой половине 19 века. Пресса чартизма.
- Английская журналистика во второй половине 19 века.
- 3. Типология английской прессы.
- 4. Агентство «Рейтер».
- Тема: Журналистика сша в 19 веке.
- Особенности журналистики сша в 19 веке.
- От «персонального» к «новому журнализму».
- Создание массовой прессы.
- 1. Особенности журналистики сша в 19 веке.
- От «персонального» к «новому журнализму».
- Тема: Развитие зарубежной журналистики эпохи Возрождения». План:
- Предпосылки возникновения периодической печати. Первые европейские газеты.
- 2. Условия функционирования и характер европейских газет в XVII веке.
- 3. Особенности развития немецкой журналистики.
- 4. Исторические особенности возникновения и развития французских газет. «Ла Газетт» - средство просвещения и пропаганды.
- 5. Английская журналистика времен революции. Дж. Мильтон, Дж. Лильберн – выдающиеся публицисты.
- 6. «Ареопагетика» Джона Мильтона.
- Тема: Журналистика эпохи Просвещения. План:
- Английская журналистика 18 в.
- 3. Французская журналистика 18 в.
- 4. Журналистика Германии 18 века.
- Журналистика сша 18 в.