«Теория фильма» (1960)
Кракауэр исходит из того, что кино – прежде всего визуальное искусство, т.е. среди различных его составляющих (мгновенная фотография кадра, техника «волшебного фонаря», монтаж, звук и т.д.) фотография является главной [это сближает его с Арнхеймом vs. русские теоретики монтажа]. Основное же свойство фотографии – воспроизведение физической реальности, значит, и «фотографическое кино» должно быть реалистическим, делать ставку не на монтаж, а на операторскую работу (т.е. на непосредственные способы отражения реальности). Фактически специфика кино, по Кракауэру, – это быть движущейся документальной фотографией.
Фотография изображает объективную реальность в момент времени съемки (т.е. не знает альтернативных реальностей и прошедшего времени), значит, по Кракауэру, эти признаки главенствуют и в кино, которое стремится эту актуальную фотографическую реальность ассимилировать. Таким образом, история и фантастика кинофильму чужды и относятся скорее к театру и литературе. Среди родоначальников кинематографа – «реалистическое» кино братьев Люмьер и «творческое» кино Мельеса – Кракауэр считает истинно кинематографической только первую тенденцию, а идеальным кино – кино документальное, подлинно запечатлевающее видимую реальность.
Однако в действительности Кракауэр понимает категорию «истории» диалектически: полный отказ от нее, т.е. от сюжета, с другой стороны, делает документальное кино ущербным, т.к. без него нельзя изобразить драму человеческих отношений и эмоций. Поэтому Кракауэр разграничивает два вида истории: непосредственную (спонтанную) историю, вытекающую прямо из снимаемой на пленку жизни, и историю некинематографического вида (вымышленную – театральную или литературную). Задачей кино в этом случае является изображение течения жизни, а наиболее близким Кракауэру направлением становится неореализм.
При этом течение жизни и драма человеческих отношений понимаются прежде всего как череда внешних событий; внутренний мир человека в кино, по мнению Кракауэра, не обладает приоритетом. При этом не существует никаких целостностей: внешний мир состоит из фрагментов наблюдаемой реальности, внутренний же мир отдельного человека – из осколков разных представлений и видов деятельности. Зато благодаря этому распадаются и идеологии, мешавшие нам видеть материальные предметы в их реальном виде. Кино помогает увидеть реальность, освобожденную от идеологий.
Михаил Ямпольский рассматривает истоки взглядов Кракауэра и находит их в феноменологии, которая как раз и стремилась, очистив человеческое сознание от всего [наших представлений о внешнем мире, научных, культурных и религиозных норм], представить в чистом виде категории, формирующие в нашем сознании образы реального мира. Аналогично действует, с точки зрения раннего Кракауэра, и фотография (и, соответственно, кино). В статье «Фотография» (1927) он прослеживает, как фотография, представляя изображенные на ней объекты вне истории и времени, разрушает наше представление об истории и одновременно реставрирует ощущение природы. История – форма отчуждения человека от природы, и когда она исчезает, воскресает отношение человеческого сознания к природе, непосредственному физическому миру реальности.
– Кракауэр З. Природа фильма: Реабилитация физической реальности. М., 1974.
– Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера. М., 1977.
- Основные понятия семиотики кино
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 1
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 2
- Киноцитата, интертекстуальность в кино
- Монтаж – 1
- Монтаж – 2
- Перспектива. Композиция кадра. Свет
- Хронотоп. Ритм
- Актер. Жест и мимика
- Точка зрения
- Кинематографические направления (общие типологические сведения).
- Зарождение кинематографических школ. Французская киномысль первой трети XX века
- «Фотогения»
- Формалисты
- Сборник «Поэтика кино» (1927)
- Тынянов ю.Н. «Кино – слово – музыка» (1924)
- Сергей Эйзенштейн
- По ту сторону игровой и неигровой (1928)
- О форме сценария (1929)
- Монтаж (1938)
- Бела Балаш и советские кинотеоретики 1920-х годов
- Бела Балаш
- Рудольф Арнхейм
- Зигфрид Кракауэр
- «Теория фильма» (1960)
- Андре Базен
- «Что такое кино?» (4 тома, 1958–1962)
- Тартуско-московская школа
- «Поэтика композиции» б.А. Успенского
- Умберто Эко
- «Отсутствующая структура» (1968)
- Ролан Барт
- «Проблема значения в кино» (1960)
- «Camera lucida: Комментарий к фотографии» (1980)
- Американская кинокритика
- Жиль Делёз
- «Кино», тт. 1 («Образ-движение») – 2 («Образ-время») (1983–1985)