logo
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

32. Инфраструктура средств массовой информации.

Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функцио­нировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инфраст­руктура (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики.

-снабжение газет, журналов, телерадиоорганизаций всем необходимым для их успешной дея­тельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д.,

-обеспечение доставки информационной продукции потребителям.

Важнейшими частями инфраструктуры являются информационные агентства и службы обмена информацией. Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро,— пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, нала­живанию контактов с журналистами и т.д. (Ассошиэйтед Пресс, ИТАР-ТАСС, Риа-Новости, Лента.Ру. СтавИнформ-бывш)

Первые агентства, располагая значительной по количеству и разветв­ленной сетью корреспондентов, используя технические средства быстрой (сначала телеграф, затем телефон, телетайп, телекс, телефакс с использо­ванием наземных и космических средств) связи, собирали и обрабатывали большой объем информации, оперативно передавая ее СМИ за соответст­вующую плату. Использовать эту информацию можно было лишь со ссыл­кой на источник.

Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются минис­терствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организа­циями в целях налаживания отношений со средствами массовой инфор­мации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов.

Близкими к пресс-центрам по роду выполняемой работы являются службы связи с общественностью (так обычно переводят с англ. термин «public relation» часто используется абривиатура PR). Но их функции ши­ре, чем только налаживание контактов со СМИ, и более специфичны, по­скольку их основная задача - создание цельного образа (имиджа) «заказ­чика» - политического деятеля, предпринимателя, менеджера, ученого, артиста и т.д.

Техническую часть инфраструктуры составляют предприятия полиграфии; технические центры телевидения и радио; предприятия связи, в том числе космической; организации, занимающиеся книготорговлей, подпис­кой, распространением, доставкой прессы; производители телевизоров и радиоприемников, бумаги, пленок, оргтехники, технических средств для СМИ и т.д. Через них журналистика практически «входит» во все отрасли экономики и культуры страны.

Система работы с кадрами - особая часть инфраструктуры журналистики. В нее входят факультеты и отделения журналистики университе­тов, готовящие журналистов подразделения других учебных заведений (в т.ч. коммерческих), различные семинары, курсы, занимающиеся повыше­нием квалификации работников печати, радио и телевидения.

Организационно-управленческая инфраструктура включает множе­ство социальных институтов самого разного уровня - от парламентских, занимающихся законодательством в области журналистики и ее инфраст­руктур, до местных органов власти, ведущих, в частности, регистрацию выходящих на определенной территории СМИ.