logo
Вопросы к экзамену ОТЖ

Массовая информация. Качества массовой информации.

Массовая информация – («информация» с лат. Сведение, сообщение; «масса» с лат. ком, большой кусок) – информация, предназначенная для неограниченного числа пользователей. Это вся совокупность сообщений, направляемых печатью, радио, ТВ, интернетом на неограниченно большую аудиторию.

Критерии массовой информации:- направленность на массу- соответствует нуждам, потребностям и интересам аудитории. Обеспечение ее необходимыми сведениями.- должна быть доступна для аудитории (с экономической точки зрения и с точки зрения восприятия – язык массовых информационных текстов должен быть понятен)- должна распространяться регулярно и одновременно, чтобы не создавался информационный вакуум. Регулярность поступления рубрик, постоянных блоков материалов.- предполагает наличие свободной обратной связи. Массовая информация является базовым понятием в теории журналистики и представляет собой событийную суть текста. Журналистика не распространяет никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли кроме информации. Информация – посредник между журналистом и аудиторией, с помощью нее решается множество задач, стоящих перед журналистикой как социальным институтом.Журналистика является активным участником и созидателем массовых информационных потоков. Массовые информационные потоки - тексты, созданные разными видами деятельности: научной, художественной и собственно журналистской, включенные в четко выраженную структуру газет, журналов, радио и телепередач. Массовая информация, поставляемая в журналистских текстах, является только частью информационных потоков составляющих информационное поле, в котором кроме нее функционируют специальная информация, доступная специалистам; информация, представленная знаками культуры давно ушедших лет, и индивидуальная информация, характерная для традиционных культур, передаваемая из уст в уста, порождающая слухи, быль и небылицы. Особенность текстов массовой информации в том, что они могут проникать в различные слои населения: элитарные, народные и массовые, представленные урбанизированной культурой. При этом, если в прошлом они были доступны только публике, умеющей читать, то в настоящее время аудиовизуальная техника делает их доступными практически любому человеку. Проблема заключается лишь в адекватности восприятия поставляемой информации в силу образовательных возможностей и культурно-ценностных установок людей.Законы массово-информационных процессов таковы, что они постоянно требуют новой информации и вызывают ее к жизни, оживотворяя как нижние, ментальные пласты культур, так и верхние, осмысленные на научных конференциях и симпозиумах. Массово-информационные потоки - это форма актуального существования массовой информации, которая создается институционально, т.е. соответствующими социальными институтами, возникшими из потребностей социальных слоев в той или иной информации. В ее создании задействована вся информационная инфраструктура: система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-центры и пресс-бюро, службы по связям с общественностью и рекламные службы. Массовая информация не может не носить массовый характер в смысле направленности ее на общество, класс, нацию, профессию и т.д., а, следовательно, соответствовать нуждам этой массы в информации, ориентирующей ее в социально значимых для нее проблемах: экономических, политических, духовных. Она не может не отвечать на потребность масс в выработке общей социальной позиции по жизненно важным проблемам на базе общечеловеческих норм, препятствующих проявлению агрессивности. Если она теряет эти свои характеристики, она отрицает себя. Массовая информация актуализируется в информационных потоках только при условиях: доступности ее для масс, простоты формы, удобного режима потребления, невысокой оплаты, открытости для всех желающих принять участие в работе СМИ, стабильности, непрерывности и регулярности в поступлении. Массовая информация является определяющим фактором в формировании современной культуры общества. Ее социокультурная роль будет увеличиваться по мере продвижения человечества к информационному сетевому обществу, когда ее максимально индивидуализированные варианты будут нести субъекту виртуальной культуры "интегральную модель современности" как "предосновы миросознания" и образца восприятия всей другой информации