logo
ответы на риторику

2. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.

Очевидно, что для определения содержания или предмета речи в журналистике ключевым будет понятие «информация», а для определения процесса общения журналист-читатель – «коммуникация» (направленная связь).

«Массовая информация» – терминологически устоявшееся понятие, «центральное понятие в системе понятий науки о журналистике. Именно массово-информационная деятельность составляет специфику всех процессов функционирования системы «издатель», «журналист», «текст», «канал» по отношению к «аудитории» и «социальным институтам». Оговоримся заранее, что вне рамок заявленной проблемы книги остаются закономерности и механизмы массовой информации, связанные с категориями широкого социального взаимодействия («издатель» и «социальные институты») и с носителями информации (изо всех «каналов» объектом рассмотрения будет газетная журналистика).

Особенности «массовой информации» – общесоциальной, обращенной к массе, к массовому сознанию, соответствующей нуждам массы в информационном обеспечении.

Информация – сообщение о чем-либо, некоторые сведения, совокупность каких-либо данных. Дополнительное значение термина в математике и кибернетике (раздел теории информации) – мера организации системы сбора и преобразования научных данных; в биологии – сведения (биологические признаки), являющиеся объектом хранения, переработки и передачи (например, генетическая информация).

В журналистике это слово-понятие, в его основном значении, используется и в широком, обобщающем смысле и в сугубо профессиональном:

- «информацией» в широком аспекте следует назвать всю совокупность сведений, которую несет журналистика аудитории»;

- «то, что традиционно называется в журналистике информацией, – это, в точном значении слова, – «событийная информация» (в ряду – «комментированная», «художественная» информация)», т.е. обобщенная характеристика жанров «информирующих», сообщающих новости (так называемые информационные жанры);

- термин «информация» используется и как определение произведения конкретного жанра – информационной заметки.

С позиций социальной значимости в сочетании «массовая информация» принципиально важно разграничить два значения определения «массовая»: 1) наиболее социально-значимая для массового адресата; 2) рассчитанная на нетребовательные вкусы «большинства».

Достаточно широкое распространение и в разговорной речи, и в журналистике получило второе значение слова, правда, чаще в сочетании «массовая культура»: массовая как результат поточного производства в сфере духовной жизни человека – в музыке, живописи, литературе; как показатель «низкопробности» произведения искусства, ориентированного на стандартное восприятие эстетически неразвитого читателя, зрителя.

Применительно к семантике(раздел языкознания, изучающий значение единиц языка) ключевого понятия журналистики, как оно будет звучать в данном пособии, второе значение исключается: «массовая информация» – обращенная к массе, доступная, актуальная, привлекательная для массы, но не облегченно-примитивная.

С позиций различных смысловых подходов многозначность понятия «информация» предопределяется устойчивостью его сочетаний со словами-определениями, которые можно рассматривать и как признаки понятия.

Признаки понятия

Основные признаки понятия «массовая информация» подразделяются на:

а) содержательные признаки массовой информации: что? о чем? (дескриптивность, фактологичность, достоверность, интерсоциальность предмета речи),

б) коммуникативные: какая? как? (актуальность, действенность, оперативность, доступность, выразительность информации).

3. Общение. Общение и коммуникация. Функции общения.

Общение — обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. Это сложный процесс, в который входят три составляющие: коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Невербальная коммуникация: Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции, пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). Ольфакторная система (запах).Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Выделяют следующие виды взаимодействия: групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),конкуренция (соперничество),конфликт. Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется: умением устанавливать психологический контакт; учетом особенностей коммуникативного воздействия; аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения; эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения a) Организация совместной деятельности b) Управление поведением и деятельностью c) Контроль

2. Психологические функции общения a) Функция обеспечения психологического комфорта личности b) Удовлетворение потребности в общении c) Функция самоутверждения

Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:

1. Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.