logo
Otvety_na_GOSy

22. Творчество в журналистской деятельности.

Как и всякий труд творчество имеет специализированный характер. Одна из таких областей журналистское творчество, однако заниматься ею как чистым искусством или литературным творчеством невозможно. Отличие от творца в области журналистики от творца-художника заключается в том, что первому формулируется жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналистское творчество ориентировано на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом научно-профессионального осмысления действительности. Анализ творческой деятельности журналиста начинается с выяснения взаимосвязи отдельной личности с той «микросредой», которая не только окружает, но и оказывает на личность непосредственное воздействие. В редакционном коллективе личные, коллективные и общественные интересы сливаются в единое целое и проявляются в морально-психологическом отношении к ним журналиста. Это единство закрепляется, с одной стороны, активной деятельностью сотрудников, направленной на достижение творческих целей, а с другой – не менее активной деятельностью редакционного коллектива, способствующей творческой самореализации личности, ее социальному утверждению. Важно знание особенностей творческого акта, в ходе которого личность реализует свои потенциальные способности и возможности. Взаимодействие психофизических и интеллектуальных усилий журналиста для реализации замысла будущего произведения и составляет творческий процесс, таящий в себе и необъяснимые моменты внезапного озарения, и многократное обдумывание плана статьи или очерка, и изнурительную работу по сбору и систематизации разнородных фактов, и поиск выразительных лексических средств, и рассмотрение различных вариантов композиционного построения задуманного произведения. В структуре журналистского творчества разделяют операционные, мотивационные (внешняя и внутренняя мотивация –страстное желание), интеллектуальные и личностные (влечение, желание, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение.) аспекты. Подлинно творческое поведение журналиста предполагает знание существующих норм и правил, умение ими пользоваться в соответствующих обстоятельствах и умение превзойти их или создать новые, когда это необходимо.

23. Содержание творческой деятельности.Творческая деятельность осуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначений товаров. Творческая деятельность имеет важное значение. Литература, искусство и другие виды творчества играют большую роль в формировании духовною мира человека, повышении его эстетического уровня. Внутренние закономерности журналистской деятельности выявляют себя в творческом методе журналистики в форме определенных регуляторов – принципов, норм, правил, следование которым обеспечивает оптимальный характер действий журналиста и соответствие полученных результатов общественным требованиям. Компонентами творческой индивидуальности являются: а) знания – общекультурные и профессиональные; б) умения – опыт, самостоятельный творческий подход; в) желания журналиста – это его потребности – внешние (материальные потребности) и внутренние – специфические человеческие потребности. Есть две формы выражения творческой деятельности журналиста, а именно: а) индивидуальный стиль деятельности, б) образ автора. По типу доминирующей творческой ориентации: 1) литературную, идеолого-публицистическую деятельность; 2) организаторскую деятельность. По характеру и уровню активности профессионального поведения: 1) универсально-активный; 2) интеллектуально-активный; 3) практический; 4) организаторский. Границы между всеми этими группами носят нечеткий, размытый характер.

24. Готовность к успешной профессиональной творческой деятельности. Представленные в творческом методе журналиста нормы и правила, в соответствии с которыми осуществляется его деятельность, имеют специфический характер – вероятностный и вариативный. Когда исчезает понимание гибкости норм и правил и они отождествляются с шаблонами, исчезает и творческий характер профессии. Нормы и правила в большей степени зависят от всех других компонентов структуры творческой деятельности. Подлинно творческое поведение журналиста предполагает знание существующих норм и правил, умение ими пользоваться в соответствующих обстоятельствах и умение превзойти их или создать новые, когда это необходимо. Результатом каждого из процессов журналистской деятельности является не только информация, но и способы ее получения, преобразованиями объективизации. Творческая индивидуальность может существовать и успешно развиваться только в условиях творческого коллектива. И, наоборот, творческий коллектив нуждается в развитых творческих индивидуальностях. Творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста. Эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько прочно слились в сознании журналиста желание достичь определенных целей с помощью журналистского воздействия и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности. Система желаний журналиста обусловлена и опосредована объективными факторами. В их числе следует выделить: 1) Объективное положение журналиста в творческой среде. 2) Имеющиеся у него возможности для выявления своей индивидуальности: выбор тем, обращение к определенным источникам. 3) Внутреннее устойчивое отношение к самой журналистской деятельности и к ее формам, принятым в данной редакции.

25. Ступени профессиональной творческой деятельности.Деятельностным фундаментом обучаемых является категория успешности, под которой мы понимаем совокупность социально-значимых профессиональных результатов. Результат обеспечивается той совокупностью мер, которая должна содержать в себе как минимум три очевидные цели. Необходимо знать: что делать, как делать, что необходимо иметь, чтобы это сделать. Отсюда и составляющие филологической культуры - три равновеликие пространства, каждое из которых важно для специалиста-профессионала:информационное (совокупность сведений о решаемой проблеме), представляемое нами триединством духовно-нравственного, общеобразовательного и собственно филологического уровня, достигнутого в результате профессиональной подготовки в процессе учебы;практическое (наличие конкретного опыта и навыков его пополнения), заключающее в себе триединство творческого, коммуникативного и культурологического уровней. Энергетическое пространство представляет собой изначально заложенную в человеке потребность к самореализации, саморазвитию и воплощению творческого потенциала;материальное (наличие некой ресурсной базы: интеллектуальной, предпринимательской, технологической), которое представляет собой триединство личностного уровня, уровня деловой активности и технологического знания. Материальное пространство являет собой пошаговое, четко структурированное и спланированное конкретно-чувственное воплощение поставленных задач. Существует три ступени профессионализма: 1) Обученность. Это такой уровень освоения профессии, при котором процесс творческой деятельности идет успешно, когда надо решать принципиально знакомые задачи и потому можно обойтись в основном использованием уже известных приемов и средств. 2) Умелость. Ее отличает способность человека решать новые творческие задачи на базе освоенных приемов, методов, нередко – в новых условиях. 3) Мастерство. Эта ступень представляет собой свободное парение в профессии, когда специалист достигает максимума в развитии своих творческих потенций и оказывается способным к дальнейшему совершенствованию самого способа данного вида творчества. Ему по плечу любые творческие задачи, он в состоянии обогащать средства деятельности, формировать новые методы.

26. Ремесло и творчество в профессиональной деятельности журналиста.Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности. Компонентами творческой индивидуальности являются: а) знания - общекультурные и профессиональные; б) умения - опыт, самостоятельный творческий подход; в) желания журналиста - это его потребности - внешние (материальные потребности) и внутренние - специфические человеческие потребности. Потребности выявляют себя в сознании журналиста в форме мотивов (интерес, желание, страсть). Эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько прочно слились в сознании журналиста желание достичь определенных целей с помощью журналистского воздействия и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности. Система желаний журналиста обусловлена и опосредована объективными факторами. В их числе следует выделить: 1) Объективное положение журналиста в творческой среде. 2) Имеющиеся у него возможности для выявления своей индивидуальности: выбор тем, обращение к определенным источникам. 3) Внутреннее устойчивое отношение к самой журналистской деятельности и к ее формам, принятым в данной редакции. Есть две формы выражения творческой деятельности журналиста, а именно: а) индивидуальный стиль деятельности, б) образ автора. Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным. Каждый индивидуальный стиль представляет собой уникальную систему, которую характеризуют нормативность, системность и историчность. Характерными признаками индивидуального стиля можно считать: а) устойчивость используемых приемов и способов деятельности; б) обусловленность этой системы определяется личными качествами; в) эффективность данной системы как средства приспособления человека к объективным требованиям. Индивидуальный стиль деятельности вы являет себя на текстовом уровне в оригинальной творческой манере, то есть в тех устойчивых идейно-содержательных, композиционных и лексико-стилистических особенностях произведений, которые позволяют читателю идентифицировать различные тексты данного автора, дают аудитории основание для определения журналиста как творческой индивидуальности. Творческая манера выступает как один из аспектов творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность управляет своей манерой, меняя ее в зависимости от типа информационного потока, типа издания и других факторов. Другой формой существования творческой индивидуальности является так называемый "образ автора". Образ автора - это не вся личность журналиста, а лишь какой-то ее срез, аспект, уровень отражения. Функции "образ автора" не исчерпываются воспитательным воздействием на читателя. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет важную конструктивную роль в структуре текста. Образ автора зачастую связывает воедино разнородные элементы произведения. Признаки творческой индивидуальности. Группа объективных при- знаков: сфера проявления творческого своеобразия, специфика творческого процесса. К субъективным признакам следует отнести доминирующую творческую ориентацию и степень личностной активности. "Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автора+ Журналистская специализация признак значительной авторской индивидуальности. У настоящего мастера всегда есть обогащенная длительными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая газете"16. Типологии творческих индивидуальностей журналиста характеризует их внутреннее, субъективное отношение журналиста к осуществляемой им деятельности. Формирование того или иного типа отношения зависит от многих факторов, в частности, от исполняемой социальной роли. Бывает, автор создал яркую метафору, убийственное сравнение - и гордится своим художественным достижением. Но редактор вымарывает, потому что у него свой резон. Причина таких разногласий в том, что автор осознает свой труд как литературное творчество, а редактор видит в этом труде активное вмешательство в общественную деятельность с помощью печатного слова. В глазах автора хороши те средства, которые наиболее эффективны. По степени активности профессионального поведения журналиста можно выделить: Универсально-активный тип - ему присущи разнообразные интересы и знания. Интеллектуально-активный тип - ярко выражена направленность на теоретическое осмысление описываемых явлений и событий. Организаторский тип - журналист занимается организационными вопросами журналистки. Характеризуя творческую индивидуальность журналиста, следует определить его место в предметном поле журналистики: 1) экономика; 2) политика; 3) право; 4) мораль; 5) культура, искусство; 6) вопросы религии; 7) наука; 8) идеология; 9) проблемы воспитания; 10) спорт. Следует определить тип профессионального мышления: 1) научно-теоретический; 2) научно-исследовательский; 3) художественно-образный; 4) опытно-практический. По типу доминирующей творческой ориентации: 1) литературную, идеолого-публицистическую деятельность; 2) организаторскую деятельность. По характеру и уровню активности профессионального поведения: 1) универсально-активный; 2) интеллектуально-активный; 3) практический; 4) организаторский. Границы между всеми этими группами носят нечеткий, размытый характер. Проблемы творческой индивидуальности многообразны и много- сложны.

27. Использование новых информационных технологий в работе журналиста.Использование новых технологий в работе журналиста является сегодня одной из актуальнейших проблем. Однако в теоретическом плане это, пожалуй, самая неразработанная тема. Сегодня в нашей стране нет литературы, рассказывающей о специфике работы журналиста в Интернете и с Интернетом. Имеется несколько западных работ, которые стали достоянием российских журналистов лишь благодаря московскому Национальному институту прессы. Из них стало известно имя Майера, которого называют основоположником применения информационных компьютерных методов в журналистике. Книга Майера "Новая аналитическая журналистика" это классический текст и полезное пособие для журналистов, работающих со статистической информацией. Однако уникальный опыт Майера не был своевременно подхвачен другими журналистами. Лишь немногие из них располагали временем, оборудованием или необходимой квалификацией, чтобы развивать этот новаторский метод дальше. В Интернете исчезают всякие временные барьеры. Нередко электронную версию печатного издания можно прочитать гораздо раньше, чем оно увидит свет. На периферии, где к времени, потраченному на полиграфическое производство, прибавляется время на доставку и хранение (плюс расхлябанность и безалаберность на каждом узле передачи), об оперативности приходится забыть. Во всяком случае сегодня последний номер "Нового мира" можно прочесть в Интернете на два месяца (!) раньше, чем в библиотеке Ростовского университета. Как видим, без какой либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Для поиска нужной информации в Интернете очень удобны каталоги с крупным делением на большие области знания и последующим поэтапным углублением в более частные разделы, подразделы и т.п. Классификация информации в них строится по принципу, заложенному в основу Универсальной десятичной классификации. В этой системе (как внутри нее, так и на различных серверах и сайтах) функционируют десятки информационных агентств, электронных версий печатных изданий и собственно электронные (сетевые) газеты и журналы. Традиционные информационные агентства, например ИТАР-ТАСС, Интерфакс, "РИА Новости" и др., имеют в Интернете свои серверы. Но есть и чисто сетевые агентства. Одно из крупнейших НСН (Национальная служба новостей, или NNS Nasional news service) существует с 1994 года и имеет развитую собственную корреспондентскую сеть. Агентство регулярно выпускает аналитические сборники статей, написанных на высоком теоретическом и публицистическом уровне. В крупнейших информационно-поисковых системах России Rambler, Russia on the Net, Press Net, Jeo communication размещены электронные версии сотен отечественных газет, журналов, периодических сборников, а также издания других стран Содружества, преимущественно Украины и Беларуси. Из оригинальных сетевых изданий выделяются "Русский журнал",Zhurnal.RU. Н.Ж.М.Д. (Название Желающие Могут Додумать), петербургский DuxNet. Все они созданы приблизительно в одно время, в 1996-1997 годах. И нельзя не отметить представителя нового вида сетевых СМИGazeta.RU, отвечающего всем профессиональным требованиям. Значение Интернета для журналиста трудно переоценить. Во-первых, это источник разнообразной информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материалов и проведения журналистских расследований. Во-вторых, Интернет позволяет легко осуществлять поиск необходимых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п.) и заканчивая мнениями людей по всевозможным поводам, высказываемыми в различных формах сетевого общения (телеконференции, форумы, гостевые книги и проч.).Интернет, таким образом, это одновременно и океан информации, и Сеть, чтобы вылавливать из этого океана нужное. В-третьих, Интернет это эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее телефон, факс и другие привычные способы связи. В-четвертых, Интернет во многих своих проявлениях сам по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит бурное становление СМИ нового типа. Гипертекстовые и мультимедийные возможности электронных СМИ привлекают к ним как читателей, число которых стремительно растет, так и рекламодателей. В Сети формируется новый класс журналистов; развивается сетевая (онлайновая) журналистика со своими особыми приемами и методами; возникают свои профсоюзы и "звезды"; репортеры и обозреватели из традиционных СМИ постепенно перетекают в онлайн. Очевидно, что независимо от конкретной медийной сферы, в которой работает журналист (пресса, радио, телевидение и т.п.), Интернет является для него (или, по крайней мере, должен являться) важнейшим орудием труда. Как, впрочем, и для всякого человека, профессионально работающего с информацией. По некоторым прогнозам, в ближайшее время все журналисты будут делиться на три категории: на тех, кто вообще не работает в Интернете; на пассивных пользователей, рассматривающих Интернет только как "входной канал", как источник информации, которую они дальше обрабатывают в рамках традиционных печатных, теле- и радиотехнологий; на web-журналистов, использующих Интернет как "выходной канал", распространяя свой информационный продукт во Всемирной сети. Интернет-журналистика имеет свои особенности. Прежде всего это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать онлайн-сочинение большее, чем 8-10 тыс. знаков. Особенно на повременном dial-up соединении. Кроме этого, желательно, чтобы материал был разбит на короткие конкретные блоки с подзаголовками и использовались доступные средства выделения (полужирный, курсив, подчеркивание, маркированные списки), которые "оживляют" текст и могут усилить наиболее значимые моменты. Следует помнить, что вы пишете не текст, а гипертекст. Важно научиться использовать ссылки на источники или дополнительную информацию без надоедливых "это вы увидите здесь". Важной особенностью интернет-журналистики является и ее интерактивность, т. е. возможность оперативно вступать в диалог с заинтересованным читателем при помощи форумов или гостевой книги, которыми оснащены многие виртуальные издания. При достижении взаимопонимания с редакцией, через "обратную связь" интересная статья может стать началом цикла или даже постоянной рубрики.

28 . Технические средства и их роль в твор деят журналиста Возможности, которые открывают перед журналистами новые технические средства: электронные блокноты, цифровые диктофоны, цифровые камеры и т.п. Журналистика с техникой связана, можно сказать, изначально: именно изобретение Гутенберга, сделавшее возможным массовое печатание текстов, стало толчком к оформлению ее в социальный институт современного типа. Однако эта связь не была непосредственной: Иоганн Гутенберг осчастливил своей технической новинкой прежде всего деятельность по распространению информационных продуктов, открыв невиданные возможности их тиражирования. На этой базе и стало формироваться производство массовых информационных потоков. Собственно же в творческий процесс журналиста технические средства активно «включились» после изобретения фотоаппарата и радио, определив пути внутрипрофессиональной специализации Позднее, с изобретением телевидения, к фотоаппарату и магнитофону, ставшим олицетворением фотожурналистики и радиожурналистики, добавилась видеокамера, определившая развитие еще одной ветви журналистики – телевизионной. Естественно, что дальнейшее развитие этих направлений журналистики привело к существенному обогащению «технического парка» и к усилению коллективного начала в процессе творчества. Телефон, действительно, для современного журналиста – технический элемент творческого процесса, «внутреннее условие» его успешности. Причем в последние годы его значение резко возросло. Раньше беседа по телефону носила чаще всего «обслуживающий» характер: к ней прибегали для знакомства и договоренности о контакте, для консультации, получения какой-либо справки, проверки тех или иных данных. Сегодня, сохранив эти свои функции, она стала применяться и непосредственно для получения сведений фактического или оценочного характера. Поэтому серьезно встал вопрос об умении пользоваться телефоном. Оказалось, что очень важно усвоить манеру общения по телефону, которая могла бы сыграть роль респектабельной визитной карточки.

29.Общая характеристика информационных жанров.К информационным жанрам относятся: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, комментарий, репортаж, отчет. Рассмотрим наиболее значимые. В заметке журналист достаточно подробно излагает факт и наиболее важные его составляющие (место действия, действующие лица). В репортаже автор эмоционально, объективно воспринимает определенные факты, рассказывая о них аудитории, как очевидец. Заметке, отчету свойственна лаконичность, скупость выразительных средств. Для интервью и для репортажа, характерно использование практически всех художественно-выразительных средств, которыми пользуется публицистика. Если же говорить об информационных жанрах в целом, то их объединяет такое немало важное качество, как новизна и актуальность сообщаемого факта и оперативная его подача.Заметка – это простейшая форма оперативного газетного сообщения. В основе ее лежит злободневный, общественно значимый факт. Для заметки характерны новизна и краткость. Важно увидеть за частным фактом явление, оценить его, прокомментировать. Наиболее краткая форма заметки – хроника, или новость. Отчет – это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т. д.). По характеру подхода к освещаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, а по цели и особенностям изложения – информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание концентрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося. Репортаж можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, как сбор, подачу информационных материалов для печати, радио или телевидения. Во-вторых, что является наиболее важным в нашей работе, как информационный жанр, характеризующийся оперативным и ярким рассказом о событии, ситуации, явлении. Основные требования репортажа – эффект присутствия, достоверности, сопереживания, поскольку автор такого материала всегда или очевидец или активный участник события. К группе информационных жанров относится и интервью, то есть представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста. Однако же нужно отметить, что интервью называют не только жанром, но и методом получения сведений для других материалов. Интервью разнообразно в своих видах. Как жанр можно встретить интервью-сообщение (ответы даются в сокращении, излагаются наиболее существенные аспекты беседы), интервью-диалог (полный текст беседы), интервью-зарисовку (кроме содержания разговора передается обстановка беседы, ее характер и т. д.), интервью-мнение (комментарий события, явления, факта), массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов).

30.Общая характеристика аналитических жанров Основное отличие аналитических жанров журналистики заключается в том, что журналист-аналитик не ограничивается простой констатацией фактов. Он стремится анализировать их и сопоставлять с другими, оценивает явление, предлагает свое видение решения проблемы. Поэтому фактический материал аналитических жанров шире, в отличие от информационных. Имея дело с суммой однотипных фактов за определенное время, журналист стремится обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы. 1. Аналитический отчет. Предметом журналистского аналитического отчёта, как и отчёта информационного является результат публичного общения людей на собраниях, заседаниях съездах. Аналитический отчёт отличается от информационного целью - она состоит не в сообщении о ходе собрания, а в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку данным выступлениям. Внимание аудитории направляется от содержания выступлений к событиям реальной жизни, что позволяет самим читателям судить о позиции участников собрания. 2. Аналитическая корреспонденция представляет собой жанр, похожий и на отчёт, и на репортаж, но имеет особую цель - сообщение о событии и его истолкование. Это сообщение может включать в себя "живое" наблюдение, фрагменты выступлений, "свёрнутый" пересказ происходившего. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, прогнозирование его развития. В центре внимания текстов этого жанра находится один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения. Этим аналитическая корреспонденция отличается от статьи, где цель иная - обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого явления. 3. Аналитическое интервью отличается от информационного своей целью - это не просто получение информации о событии, а выявление причинно-следственных связей данного события, вынесение оценок, прогноз. Роль журналиста в таком интервью - задать своими вопросами направление анализа, получить у собеседника развёрнутые ответы. 4. Аналитический опрос имеет сходные черты с информационным, но отличается характером вопросов. Он посвящён важным политическим, темам, событиям экономической, культурной жизни. Это может быть выяснение мнения известных артистов по поводу новой пьесы и т.п. Здесь журналист должен сформулировать вопрос, предполагающий развёрнутый ответ. 5. Беседа иногда отождествляется с интервью, поскольку имеет значительное сходство с ним, прежде всего - двусоставность текста. В обоих случаях есть обмен мыслями, репликами. Различие этих жанров состоит в роли журналиста... В интервью журналист только задаёт вопросы, и основное содержание публикации определяется ответами на них, В беседе журналист является равноправным партнёром по коммуникативному акту, а значит и создателем содержания будущего текста. 6. Комментарий может быть как методом, так и жанром журналистики. Как метод он применяется во всех формах публикаций. Как жанр комментарий выделился из краткого аналитического сообщения типа корреспонденции в начале 20 века. В комментарии содержится реакция на новое явление, активно обрисовываются проблемы, раскрываются взаимосвязи обнаруженного предмета. 7. Социологическое резюме - новый жанр, возникший в российской печати в последние годы в связи с активизацией политической жизни и развитием социологических исследований. Социологическое резюме содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований. Аналитический характер такой публикации определяется тем, что журналист обращается к материалам, которые сами по себе представляют анализ действительности и тем, что журналист может соотносить данные различных социологических исследований, комментировать их.

8. Анкета жанр, связанный с методом сбора информации - анкетированием, которое даёт в распоряжение журналиста, достаточно сложный и разнообразный материал, требующий упорядочения. Публикации в жанре анкеты в настоящее время появляются на страницах многих газет и журналов ("Независимой газеты", "Литературной газеты", "Вечерней Москвы" и т.д.). 9. Мониторинг - это тип публикаций, связанных с одноимённым видом социологического исследования. Мониторинг представляет собой "слежение", систематически повторяющийся замер одних и тех параметров какого-либо социального явления. Он требует специальной социологической подготовки и часто выполняется социологами, журналист в этом случае редактирует материал исследования. 10. Рейтинг - публикация с целью осуществить "ранжировку" сходных явлений по какому-либо признаку. Явления, относительно которых составляются рейтинги, принадлежат самым разным сферам деятельности - экономике, финансам, политике, культурной жизни, спорту и т.д. Рейтинги часто публикуются как в специализированных, так и в общественно-политических изданиях. Например, "Независимая газета" публикует рейтинги влиятельности российских политиков, рейтинги банков, телеканалов. 11. Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Суть жанра - выявить отношение рецензента к произведению и увидеть в нём то, что незаметно непосвященному. Это требует от журналиста глубоких познаний в определённой сфере, искусства. От других жанров рецензия отличается тем, что рассматривает не явления реальной действительности, а информационные явления - книги, фильмы, телепередачи. Рецензия должна преследовать важную цель - помочь аудитории оценить широко известное произведение, разобраться в вопросах искусства и литературы. 12. Статья является главным жанром аналитической журналистики. Статья даёт подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, опирается на самые различные методы работы журналиста, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие, самостоятельные размышления. Статья может иметь различные жанровые разновидности. Общеисследовательская статья анализирует широкие - общезначимые вопросы: пути развития страны, уровень нравственности в обществе, выбор верного курса внешней политики. 13. Журналистское расследование выделяется среди других жанров своим предметом. В центре его - заметное негативное явление (громкое преступление, чрезвычайное происшествие, напряжённая обстановка в каком-либо регионе или на предприятии). Проведение такого расследования требует высокой культуры общения как от журналиста, так и других его участников. Прежде всего, обсуждаться должны общественно-значимые факты, а не обстоятельства личной жизни. Корректными должны быть как вопросы, так и ответы на них. В объективности результатов расследования заинтересовано, прежде всего, общество в целом.

31. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла. Характерно то, что здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка. 1. Очерк. Предмет очерка — не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия. Очерк — отражение более или менее длительного временного процесса. 2. Зарисовка — это жанр, где образность преобладает над информационностью. Для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров. У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка. 3. Эссе жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Эссе — жанр глубоко персонифицированной журналистики. Жанр эссе предоставляет авторам богатые возможности — тематические, содержательные, формальные, изобразительно-выразительные, притом очень точно отвечающие природным качествам телевидения. 4. Сатирические жанры. Своеобразие сатирических жанров объясняется тем, что именно сатира призвана выполнять труднейшую и важнейшую функцию социального «чистильщика», обличая пороки. Документальная природа телевидения многократно увеличивает действенность сатирических телепередач и одновременно требует огромной ответственности журналиста, его предельной честности как перед теми, кого он критикует, так и перед зрителями. Это делает процесс создания сообщений в сатирических жанрах чрезвычайно трудоемким, а с творческой точки зрения предполагает природный талант, большое мастерство, остроту восприятия, глубину осмысления. Сатира существенно отличается от юмора, хотя то и другое призваны вызывать смех. Однако, юмор чаще всего бывает добрым, мягким, а персонажи юмористического произведения вызывают обычно сочувствие у аудитории. Сатира же — это разоблачение, бичевание пороков, это «разрушительный смех», «смех превосходства». 5. Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии. Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк совсем исчез со страниц печати.

32.ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ЖАНРЫ— способы отображения окружающего мира на телеэкране: очерк, интервью, репортаж, телеспектакль, многосерийный телефильм и т. д. Современная система телевизионных жанров объединяет различные жанры журналистики, искусства, научной популяризации, формы развлечения и обучения. Жанр - исторически складывающийся тип телевизионных произведений, которые имеют общие черты, свойства. Каждый жанр имеет свои законы, вытекающие из его формы ( репортаж , очерк , интервью , беседа). Содержание понятия жанра изменяется и усложняется из-за "диффузии" жанров, когда черты одного из них переходят в другой, например, документальные жанры используют для реставрации фактов и событий актерские сцены, фрагменты художественных кино- и телефильмов . В последние годы происходит живой процесс взаимодействия и модификации жанров, перелива их из печати, радиовещания, театра, кино в телевидение и обратно. В ходе такого интенсивного процесса рождаются новые жанры, накапливающие свои особенности, приобретающие в результате модификации новое качество. Художественное телевидение строится на законах эстетики, красоты, гармонии. Конечно, к художественному разделу вещания относятся прежде всего такие жанры , как многосерийные фильмы и телеспектакли , телефильмы , телетеатры, передачи о мастерах искусства, фестивали, конкурсы музыкальных произведений, концерты, репортажи с выставок художников, передачи об изобразительном искусстве, о кино и т.д. Идеально было бы для телезрителя, если бы телевещателям удалось строить всю программу телеканала по законам эстетики, меняя композицию, структуру программ в зависимости от тематики, адресности, жанра передачи. Законы эстетики и красоты, если им следуют авторы информационной заметки, репортажа , зарисовки превращают небольшой сюжет в событие на телевидении, в праздник для телезрителей.

33. Журналистское расследование. Журналистское расследование — своеобразный и распространенный на крупных компаниях «внутренний» аналитический жанр, к которому компания прибегает чаще, чем предоставляет эфир его непосредственным результатам, поскольку расследование со стороны органа СМК влечет множественные проблемы этического характера и возможные расходы по судебным искам. Однако это единственный жанр, влекущий конкретную, ощутимую и результативную реакцию общества. Несмотря на промежуточность расследования как журналистского жанра на пути информации от первичного источника до аудитории его востребованность возрастает. Рубрика «журналистское расследование» встречается в публикациях достаточно независимо о самого факта расследования и чаще, чем компания реально расходует значительные средства на поиск и получение значимой информации.

35.Право на доступ к информации для журналистов и редакции СМИ.Право на получение инф-ции занимает особое место среди других прав и свобод человека. В Конституции РФ, принятой на референдуме в 1993 году, нормы о праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять инф-цию любым законным способом и нормы об открытости деят-ти законодательных и судебных органов получили прямое действие. С этого времени граждане, требуя предоставления инф-ции, могли ссылаться непосредственно на Конституцию даже при отсутствии законов и иных нормативных актов, регулирующих этот вопрос. Законодательство о СМИ не ограничивается только Законом РФ "О СМИ", а состоит помимо него из других законодательных актов, принятых в соответствии с Законом РФ "О СМИ", и включает в себя также и законодательство о СМИ субъектов РФ. Также к числу норм законодательства РФ о СМИ относятся правила организации и деятельности средств массовой информации, установленные межгосударственными договорами РФ, если они отличаются от правил настоящего Закона. Таким образом, общий объем профессиональных прав журналиста определяется совокупностью прав, предоставленных ему ст. 47 Закона РФ "О СМИ", другими федеральными и региональными законодательными актами, международными договорами России. Причем международные нормы будут иметь приоритет в случае, если они будут отличаться от правил, установленных настоящим Законом. Ряд положений ст. 47 закона о СМИ, гласит: Журналист имеет право: 1) Искать, запрашивать, получать и распространять информацию. 2) Посещать государственный органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы. 3) Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации. 4) Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. 5) Копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона. 6) Производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных Законом. 7) Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях. 8) Проверять достоверность сообщаемой ему информации. 9) Излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью. 10) Отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям. 11) Снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона. 12) Распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством РФ о СМИ. Это сказано в части 2 ст. 47 Закона РФ о СМИ, что означает, что перечень прав журналиста не исчерпывается теми 12 пунктами, которые указаны в части 1 ст. 47 настоящего Закона. Дополнительные права журналистов могут быть закреплены как в законодательных актах, так и в ведомственных, подзаконных актах, а также на уровне договора между журналистом и редакцией СМИ. Закон запрещает ограничивать права человека, но расширять их он, естественно, не запрещает. Главное, чтобы реализация того или иного права не нарушала права и законные интересы других лиц.

34. Журнали́стские э́тика и станда́рты— этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести» , который в разных формах сформулирован в медиа-организациях и профсоюзах. Профессиональная этика — это юридически не оформленные, но тем не менее известные и чётко прописанные правила, принятые в СМИ и одобренные обществом. Речь прежде всего о правдивости информации, её точности и объективности. Существенный фактор — сведение к минимуму возможного репутационного ущерба для объектов публикации .В Европе придают особое значение бережному обращению с информацией, которая может быть трактована как дискриминирующая по национальным, конфесиональным или медицинским параметрам. Международные и региональные организации, в ряды которых входят 400 тысяч журналистов в разных странах мира, объединились после консультативных встреч, проведенных под эгидойЮНЕСКОв1978 году.

Международные принципы были утверждены на консультативных встречах ряда организаций в период с 1978 по 1983 год. Это Международная организация журналистов (JOI-МОЖ), Международная федерация журналистов (IFJ-МФЖ), Международный католический союз прессы (UCIP), Латиноамериканская федерация журналистов (FELAP), Латиноамериканская федерация работников прессы (FELATRAP), Федерация арабских журналистов (FAJ), Союз африканских журналистов (UAJ), Конфедерация журналистов АСЕАН (CAJ).

Международная федерация журналистов не принимала участие в заключительной встрече в Париже ноябре 1983 года, где был принят данный манифест.

Общие правила описаны в таких документах как «Международная декларация принципов поведения журналистов» (которая была принята Конгрессом Международной федерации журналистов в 1954 годуи отредактирована на сессии Конгресса МФЖ в1986 года) и «Международные принципы профессиональной этики журналиста» (приняты на консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций вПариже20 ноября1983 года).

На четвёртой консультативной встрече в 1983 году (в Париже и Праге) была конкретизирована роль, которую «информация и коммуникация играют на национальном и международном уровне, учитывая возросшую социальную ответственность средств массовой информации и журналистов».

Там были выработаны принципы профессиональной этики [9]:

Журналист работает в современном мире в условиях продвижения к новым международным отношениям в целом и новому информационному порядку, в частности. Будучи частью Нового Международного Экономического Порядка, он нацелен на деколонизацию и демократизацию в области информации и коммуникации как на национальном, так и на международном уровне. Базой для нового устройства призвано служить мирное сосуществование между народами и полное уважение их культурной самобытности. Долг журналиста — способствовать демократизации международных отношений в области информации, в частности, защищать и развивать мирные и дружеские отношения между странами и народами.

В России на базе указанных манифестов разработаны два кодекса: «Кодекс профессиональной этики журналиста» (принят первым съездом Союза журналистов СССРна конфедеративной основе 24 апреля1991 года) и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня1994 года).

Профессиональная мораль сводится к конкретизации общепринятых стандартов нравственности применительно к репортёрской работе с учётом своеобразия социальной роли данной профессии и регулирует поведение журналиста.

Журналистское сообщество по определению числится носителем установки на общественно полезное поведение, поэтому профессиональное чувство долга регулирует поведение работника СМИ.

Нормы поведения российского журналиста проговорены в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве.

Этика служебных взаимоотношений не тождественна профессиональной этике. Репортёр в идеале должен не забывать о престиже профессии, соблюдать нормативы редакционных отношений, а редактор обязан уважать право на мотивированный отказ от задания.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста

Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России.

Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.

Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.

Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

Теория и практика связей с общественностью

28. Виды исследований в СО.В любой существ модели построения PR-политики на 1 месте всегда стоит исслед. Оно обеспеч теорет и инфо базу PR-политики, и эфф тех или иных PR-мероп во многом зависит от кач-ва и професс уровня проведен исследоват-ой работы. Любые действия и мероприятия в области PR тем больше могут рассчитывать на успех, чем больше они основаны не на догадках и интуиции, а на подтвержденных, полученных в ходе исследования данных. виды исслед: -Исследование мнений цел ауд (посредством эксп опросов, анкет и др. методов);-Исслед оценки эффе рекл и PR-камп;-Аудит информа деят-ти Клиента; -Подгот аналитич отчетов по рез-там исследов; -Подгот рекоменд по рез-там исслед. Метод фокус-группы 1 из самых эфф мет исслед..Фокус-г состоит из 7-10 представит цел ауд, с кот провод групповое интерв по интересующ комп темам Ситуационные опросы провод для выясн мнения цел ауд по определ проблеме в опред момент врем. Они дают инфо о степени инфор-сти об организ, о репутации организ, как оцениваются ее действия в глазах общественности. используются перед провед PR-камп и обеспеч PR-спец-та необход уровнем инфо для планирования дальн PR-деят-ти. После осущ опред действий в области PR сит опрос покажет реальные рез-ты кампании.Проблемные опросы-он направлен на изуч конкретной проблемы, стоящей перед организ, и на поиск реальных путей ее реш.Экспертный опрос-особый вид опроса, кот использ, когда необх выяснить мнения опред группы спец-тов по интересующ компанию пробл.Интерактивные опросы широко исп в эфирных СМИ и Инете.выполняют не исследоват, а публицистическую ф-цию.не явл репрезентативным и демонстрир мнение ауд канала или радиостанции по опред проблемам в жизни общ-ва. Рез-ты этих исслед (поддержка позиции или обществ деятеля) явл хор аргументом при возд на аудит СМИ, проводящих интерак опросы.Контент-анализ СМИ -1из наиб распр средств кабинетн иссл .Он исп для двух осн целей:сбор инфор по опред теме,-контроль эфф сообщ для СМИ.Для того чтобы проверить эфф работы со СМИ, нужно ответить на следу вопр:1.Как много пресс-релизов комп было использовано'2.На какой полосе пресс-релиз комп появлялся чаще — на первой или десятой?3. Каков тираж и портрет читат изд где была опубликована инф о комп?4.Отвечал ли опубликов материал интер комп?5.Какое кол-во инфо сократил редактор?6. Как можно оценить материал позит, негат, нейтрально?