logo
лекции

Сми и гражданское общество

Тема дальнейшего пути развития демократии, несмотря на то, как она русифицируется и замыкается. (важна для политологов).

Модель нормального развития демократического общества:

Демократические процессы нашей страны в последнее десятилетие, как раз определяют эти принципы.

Гражданское общество = открытое общество = информационное общество

Западные общества, которые выдвинули подобную модель, успешно реализуют ее. В России по-прежнему идут разговоры о том, существует ли у нас гражданское общество или нет.

Модель=проект

Проекты Гражданского общества:

  1. Вестернизационный проект – связан с уверенностью в необходимости построения универсального мирового сообщества, в основе которого – универсальное понимание принципов демократии, научного и культурного прогресса, повсеместного распространения.

  2. Модернизационный проект- представляет собой форму приспособлений традиционных обществ к условиям глобализации, то есть, суть модернизации – сохраняя свою культуру, свои национальные ценности суметь вписать и в структуру западной цивилизации.

  3. Архаический проект– иначе звучит как фундаменталистский проект – отказ от ценностей западного мира и опора на идею возврата к истокам, глубинным основам народной мудрости

Канадский философ Чарльз Тэйлор говорит о том, что удовольствие или боль только толкают нас на проявление эмоций и рассматривает ГО по точкам зрения нескольких ученых:

Гегель синтезировал Л-традицию и М-традицию: ГО в его понимании – одна из ступеней развертывания этической жизни, чьи противоречия будут сняты только с появлением государства, реализующего всеобщий интерес.

Неосентиментализм– эпоха после постмодернизма, пример «Смилла и ее чувство снега»

Ошибка на ГОСЭКЗАМЕНЕ:

Вульгарный вариант ГО – густая сеть гражданских ассоциаций, которая содействует стабильности и эффективности демократической формы правления как путем влияния объединений на душевный склад граждан, так и посредством способности ассоциаций призывать их под знамена общественных деяний.

Отечество=общество, государство= общественность. В 40е годы 19 века Берлинский, Герцин и Огонев продолжают эту идею. Общественность с их точки зрения – это прогрессивная часть общества.

Идеи ГО в русском менталитете:

  1. Государственно – патерналистский комплекс (характерен для России).

Патернализм (лат. – отцовский, отеческий):

  1. Психология уравнительства.

На индивидуальном уровне психологию уравнительства питает подсознательное ощущение социальной слабости личности. Уравнительство играет роль своеобразного конденсата. Если человек живет плохо, его утешает мысль «у других хуже».

В русском менталитете не сформирована этика успеха – уважение к людям, добившимся успеха, даже если это «self made man». Это связано со слабой ответственностью за свою жизнь, с перенесением ее в надличностные инстанции – например, «не судьба».

Прочесть. Колесов «Как русский менталитет отражается в русской литературе и русском языке»

  1. Своеобразное понимание свободы.

Бердяев «Эрос…» Понимание свободы в нас всегда несет отпечаток правового нигилизма и пронизано тягой к анархии (Булгаков «Собачье сердце»).

  1. Соборность.

В советские годы – один за всех и все за одного.

По сути – это правда всегда за большинством.

На самом деле, необходимым условием для ГО является существование определенного типа личности, доминирование в обществе этих людей.

Личность:

Субъект ГО:

  1. Человек, знающий, что собственные действия – наилучший способ защиты своих интересов, решения волнующих их экономических, социальных, политических проблем.

  2. Человек, знающий, что добиться реальных результатов можно, лишь объединив свои действия с действиями других людей.

НГО и НПО – единицы Гражданского общества – негосударственные и неправительственные структуры (например, Комитет солдатских матерей).