logo
Журналисты Вопросы к ГЭК 2013

37. Сми конца 1920-30-х гг. В структуре административно-командной системы.

Журналистика в условиях тоталитарного режима, личной власти Сталина. Процесс дальнейшей дифференциации печати. Развитие ра­диогазет и местного радиовещания. Первые телевизионные центры, журналистика и первые пятилетки. Негативная роль печати в усиле­нии репрессий сталинского режима. Вопросы внешней политики в условиях начавшейся Второй мировой войны. Новые формы и мето­ды массовой работы. Очерки, фельетоны, репортажи в печати и на радио.

38. Тематическая дифференциация газетно-журнальной периодики.

Деловая пресса в системе СМИ. Информационно-аналитические и культурологические журналы. Экологические периодические издания. Религиозная печать. Типологические особенности журналов для женщин и мужчин. Детско-юношеские и молодёжные издания. Рекламная пресса. Спортивная печать в системе СМИ.

39. Техническая база СМИ на современном этапе. Основные тенденции развития полиграфической техники.

Основные этапы производства периодических изданий. Полиграфическая техника и полиграфические процессы. Современная технология допечатных процессов: набор текста, сканирование, обработка изобразительного материала, пространственная организация текстового и изобразительного материала в настольных издательских системах.

40. Крупнейшие мировые информационные агентства.

Роль информационных агентств в оперативном распространении информации. Структура, специализация и характеристика деятельности информационных агентств Associated Press, United States Information Agency, Reuters и другие национальные агентства. Услуги, предоставляемые информационными агентствами. Экономическая информация как новый фактор развития системы информационных агентств.

41. Публицистика периода Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

Перестройка СМИ в соответствии с требованиями военного времени после 22 июня 1941 г. Создание Совинформбюро. Деятельность на фронте в качестве военкоров советских писателей. Публицистика В.Гроссмана, А.Платонова, Н.Тихонова, О.Берггольц, К.Симонова, М.Шолохова, Л.Леонова, А.Суркова, А.Толстого, И. Эренбурга. Художники-кукрыниксы в «Правде» (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов). Отражение в печати и радиопередачах основных этапов войны. Публицистические жанры военного времени.

42. Редакционный менеджмент в системе СМИ.

Понятие управления и менеджмента: общее и отличия. Основные концепции менеджмента. Организационно-структурное, функциональное значение редакционного менеджмента. Редакционный менеджмент с точки зрения руководителя. Редакционный менеджмент как процесс. Элементы редакционного менеджмента и техники личной работы руководителя. Специфика менеджмента в системе СМИ. Влияние менеджмента на эффективность деятельности редакции.

43. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: правовое регулирование и проблемы взаимодействия.

«Внутренние» и «внешние» правоотношения, складывающиеся в сфере СМИ, их содержание. Правовой статус учредителя. Соучредительство. Регулирование отношений между соучредителями. Ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание.

Правовой статус редакции. Организационно-правовые формы редакции. Устав редакции. Регистрация редакции. Главный редактор. Правовое регулирование взаимодействия учредителя и редакции. Правовой статус издателя, распространителя.