logo
ответы на риторику

27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала.

Общие правила инвенции требуют гармонии нравов, аргументов и страстей.

Инвенция, обучая искусству аргументации, опиралась на различные способы изобретения, «размножения» идей, некие смысловые модели. Это концентрированное знание, его можно увидеть в таком «сгущенном» виде, например, в пословицах: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Однако если к ним присмотреться повнимательнее, можно увидеть общие схемы мышления, с помощью которых мы познаем мир. В данном случае это причинно-следственные связи. В античности подобные схемы-модели были выделены и получили название общих мест, или топов (topos – место) из-за их обобщающей природы. В основе выделения топов лежат единые для всех законы мышления, способы мысленного выделения из окружающей нас действительности предметов, явлений и процессов, их описания, классификации, поисков связей между ними. Таких топов в эпоху античности выделялось до 40 (род и вид, определение, целое - части, свойства, сопоставление, причина и следствие и другие).

Инвенция — первый этап риторического действия по античному канону — соответствует запрету на создание нетворческой речи, на отсутствие в речи умственного усилия, «умственной восприимчивости», «изобретения», «нахождения истины». «Изобретение — это открытие веских или кажущихся вескими аргументов для пересказа чьего-либо дела» (Цицерон). Изобретение есть рефлексия субъекта, осмысляющего объективную реальность. Это единственный способ плодотворного продолжения культурного диалога. Вступить в диалог — значит, дополнить собой мир.