logo
ОТЖ (3)

35Основные подходы к анализу массовой информации

Качества журналистского текста, чтобы быть массовым:

  1. актуальность

  2. декодируемость

  3. релевантность

Массовая информация – центральная категория теории журналистики.

Что же такое информация в общем? Будем руководствоваться определением Виннера:

Информация – это обозначение некоего содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему нас и наших чувств.

Виды информации:

Биологическая

Социальная (систематизированная и несистематизированная)

В Федеральном законе: Сама массовая информация трактуется как пред­назначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-,, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журна­листики, ее тексты.

Социальная информация – это сообщения об общественной жизни людей. Предметом содержания является тот или иной аспект социальных отношений. Носителем соц. Информации будет речь, графика, знаковые системы, человеческая деятельность, которая и порождает такую информацию.

4 способа выработки социальной информации:

-самонаблюдение

-взаимодействие

-сообщения

-анализ

Журналистская информация – это часть социальной.

Типы журналистской информации:

Содержательно-фактуальная

Содержательно-подтекстовая

Содержательно-контекстуальная

массовая информация наряду со специальной, в том числе уникальной специальной (соответствующей характеру и результату профессиональной деятельности) и индивидуально-личностной(включающей скрываемые от других сведения, возникшие на основе личного опыта), создает основу духовного мира личности, информационый базис системы ее отношений и деятельности. При рассмотрениии массово-информационной природы журналистики возникают трудности. Главная - сложность овладения содержанием понятия "массовая информация". Основное значение понятия "массовая" - зто хар-ка чего-то большого количественно, рассчитанного на многих, широко распространненного. Однако вместе с тем иногда понятие "массовая" употребляется для обозначения продукта, созданного путем поточного производства, А словосочетание массовая культура обозначает низкопробный "ширпотреб". Прохоров настаивает на том, что в сочетании "средства массовой информации" слово "массовый" объективно теряет негативные оттенки. "Массовая" информация обладает совокупностью ряда значений: 1. направленность на массу (редко на всех, чаще на определенную группу) при отсутствии непосредственного контакта; 2. самоответствие нуждам этой массы в информации, обеспечение ее сведениями о разных сферах жизни общества; 3. забота о создании единой позиции массы по касающимся ее вопросам, выработке активной позиции с приближением к общечеловеческим суждениям и нормам; 4. доступность информации для массы, удобный режим потребления, простота формы; 5. возможность оперативного получения информации массовой аудиторией; 6. открытая возможность гражданского участия в работе СМИ в разных ее формах.

+38.Деятельностный подход в определении журналистики

- жур-ка как система вводов деят-сти, необход для норм функц-ния этого соц института

- это деят-сть по созданию газет и журналов

-по орг-ции функция агентов, информац служб и др институтов жур-ки

-по разработке и реализации информ политики

-организ работа-создание коллективов, налажив-ние массов связей и отношений с др.

Преимущества:

-ж-ка как динамично развивающ явление( по Киму)

- суть дан изменчивости заключ в самой прироже жур-ки, ктр всегда нацелена на освоение новых и актульан явлений дейст-сти

- на овладание нов формами отображ соц фактов

-на нескончаемый поиск новых идей и путей решения общ проблем

-ж-ка- некоторая кинетика- нечто непрерывн, меняющееся во времени, непрерывно текущее и не на секунду не останавлив.

Привлекательность этого подхода:

- в определении деятельности необходимо входит понятие о ее предмете

-любая человеч деят-сть по самой своей природе явл предметной

-категория деят-сти, выступая в качес родового понятия, предполаг и конкретн виды человеч деят-сти

- в нашем случае- это творческо-преобразоват деят-сть жур-ста

- в процессе деятельности создается конечн «продукт» дан деят-сти- журналист продукт в мире смыслов

- различн виды журн деят-сти:-

-познавательная

-информац

-просветит

-воспитат

-коммуникатив

-творческая

-редакторск

-организац

-технич

Критика деят подхода:в совеем общест бытие журн-ка шагнула за разделы узк направлен человеч деят-сти, воедино собрав в себе разн сущности.

Жур-ка-род занятий, работающ в СМИ, но и метод информ взаимод народов,стран,соц групп об-ва и его институтов.