35Основные подходы к анализу массовой информации
Качества журналистского текста, чтобы быть массовым:
-
актуальность
-
декодируемость
-
релевантность
Массовая информация – центральная категория теории журналистики.
Что же такое информация в общем? Будем руководствоваться определением Виннера:
Информация – это обозначение некоего содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему нас и наших чувств.
Виды информации:
Биологическая
Социальная (систематизированная и несистематизированная)
В Федеральном законе: Сама массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-,, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журналистики, ее тексты.
Социальная информация – это сообщения об общественной жизни людей. Предметом содержания является тот или иной аспект социальных отношений. Носителем соц. Информации будет речь, графика, знаковые системы, человеческая деятельность, которая и порождает такую информацию.
4 способа выработки социальной информации:
-самонаблюдение
-взаимодействие
-сообщения
-анализ
Журналистская информация – это часть социальной.
Типы журналистской информации:
Содержательно-фактуальная
Содержательно-подтекстовая
Содержательно-контекстуальная
массовая информация наряду со специальной, в том числе уникальной специальной (соответствующей характеру и результату профессиональной деятельности) и индивидуально-личностной(включающей скрываемые от других сведения, возникшие на основе личного опыта), создает основу духовного мира личности, информационый базис системы ее отношений и деятельности. При рассмотрениии массово-информационной природы журналистики возникают трудности. Главная - сложность овладения содержанием понятия "массовая информация". Основное значение понятия "массовая" - зто хар-ка чего-то большого количественно, рассчитанного на многих, широко распространненного. Однако вместе с тем иногда понятие "массовая" употребляется для обозначения продукта, созданного путем поточного производства, А словосочетание массовая культура обозначает низкопробный "ширпотреб". Прохоров настаивает на том, что в сочетании "средства массовой информации" слово "массовый" объективно теряет негативные оттенки. "Массовая" информация обладает совокупностью ряда значений: 1. направленность на массу (редко на всех, чаще на определенную группу) при отсутствии непосредственного контакта; 2. самоответствие нуждам этой массы в информации, обеспечение ее сведениями о разных сферах жизни общества; 3. забота о создании единой позиции массы по касающимся ее вопросам, выработке активной позиции с приближением к общечеловеческим суждениям и нормам; 4. доступность информации для массы, удобный режим потребления, простота формы; 5. возможность оперативного получения информации массовой аудиторией; 6. открытая возможность гражданского участия в работе СМИ в разных ее формах.
+38.Деятельностный подход в определении журналистики
- жур-ка как система вводов деят-сти, необход для норм функц-ния этого соц института
- это деят-сть по созданию газет и журналов
-по орг-ции функция агентов, информац служб и др институтов жур-ки
-по разработке и реализации информ политики
-организ работа-создание коллективов, налажив-ние массов связей и отношений с др.
Преимущества:
-ж-ка как динамично развивающ явление( по Киму)
- суть дан изменчивости заключ в самой прироже жур-ки, ктр всегда нацелена на освоение новых и актульан явлений дейст-сти
- на овладание нов формами отображ соц фактов
-на нескончаемый поиск новых идей и путей решения общ проблем
-ж-ка- некоторая кинетика- нечто непрерывн, меняющееся во времени, непрерывно текущее и не на секунду не останавлив.
Привлекательность этого подхода:
- в определении деятельности необходимо входит понятие о ее предмете
-любая человеч деят-сть по самой своей природе явл предметной
-категория деят-сти, выступая в качес родового понятия, предполаг и конкретн виды человеч деят-сти
- в нашем случае- это творческо-преобразоват деят-сть жур-ста
- в процессе деятельности создается конечн «продукт» дан деят-сти- журналист продукт в мире смыслов
- различн виды журн деят-сти:-
-познавательная
-информац
-просветит
-воспитат
-коммуникатив
-творческая
-редакторск
-организац
-технич
Критика деят подхода:в совеем общест бытие журн-ка шагнула за разделы узк направлен человеч деят-сти, воедино собрав в себе разн сущности.
Жур-ка-род занятий, работающ в СМИ, но и метод информ взаимод народов,стран,соц групп об-ва и его институтов.
- 1.Информационно-коммуникативн природа жур-ки
- 2.Сущность протожур-ки
- 3.Протожурн-ка в античном обществе
- 4.Информационные центры античного города
- 5.Первые газеты в Европе
- 6.Первые газеты в России
- 7.Мыслители 17-18 вв о роли прессы в обществе.
- 11.Зарождение авторитарной теории прессы в 16-17вв в Англии.
- 13. Философский климат эпохи Просвещения и новая концепция прессы
- 15.Основные принципы деятельности прессы при демократическаой форме правления
- 21.Различия между философскими взглядами Маркса и Милля по поводу роли печати в гос-ве
- 20.Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии 19в. В становлении коммунистической системы журналистики
- 23.Теоритические подходы в рассмотрении журналистики от типа политической системы общества.
- 24Взаимозависимость системы журналистики от типа политической системы общества.
- 25.Социальная роль журналистики как общественной системы.
- 29.Управленческая парадигма трактовки понятия журналистики
- 27.Основные функции журналистики как социального института
- 32Журналистика как специфический способ духовного производства
- 28.Журналистика как 1 из мощнейших идеологических социальных институтов
- 30.Личность журналиста как субстанциональная основа журналистики
- 5 Уровней,характер степень обобщенности методов познания по Гороховому:
- 34Трактовка понятия «журналистская информация»
- 35Основные подходы к анализу массовой информации
- 39.Субъективная сторона журналистской деятельности
- 41.Основные характеристики продукции журналистской деятельности
- 42.Журналистика как массово-информационная деятельность
- 43.Виды журналистской деятельности: познавательная, информационная, просветительская, воспитательная, коммуникативная,творческая,редакторская,организационная,техническая
- 44Идейно-теоретические концепции свободы печати
- 45.Понятие «функция» в журналистике
- 46Разность концептуальных подходов в определении функций журналистики
- 2 С позиции гносеологии:
- 47.Системный подход в определении функций журналистики
- 48Социально-ролевая характеристика журналистики
- 18 Общественно мнение как средство контроля над сми
- 20Марксистко-ленинско-сталинское учение
- 22 Система партийного контроля сми в советскую эпоху
- 37 Техническая и технологическая база информационных процессов
- 41 Основные характеристики продукции журналистской деят-ти
- 43. Виды журналистской дея-ти
- 44 Идейно - теоретические концепции свободы печати