logo
ОТЖ (2)

Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике

В литературе встречается такая мысль: гласность – это неполная, неразвитая свобода, некий ему эрзац.

Нет сомнений в том, что политической основой для свободного функционирования прессы должна служить демократия. Но это еще не окончательное решение проблемы:

  1. понятие «демократия» всегда нуждается в конкретизации: насколько она широка, права каких слоев населения в ней отражены, каковы отношения власти и граждан и т.д.

  2. между политическим строем и практикой прессы существуют общепринятые нормы массового общения в данном государстве, способы регулирования информационных потоков, осознание субъектами социальной ответственности за свои действия.

В России для характеристики информационной открытости общества издавна употреблялось слово «гласность». Но гласность не исчерпывается понятием «свобода высказывания», и зародилась еще в старых славянских городах.

Большое внимание гласности уделялось в марксистской теории. И гласность, и журналистика по представлениям Маркса включены в систему политико-властных отношений. С их помощью устанавливается взаимодействие между властью и обществом.

Информационное обеспечение гласности (сформулировано в 80-90-х годах):

  1. открытость деятельности государственных и общественных организаций.

  2. наличие статистики, соответствующей международным стандартам, охватывающей производственную и непроизводственную жизнь общества.

  3. существование развитой социологической службы, позволяющей оперативно выявлять общественное мнение, прогнозировать возможные последствия принятия или непринятие тех или иных мер.

  4. СМИ – трибуна общественного мнения

  5. открытость в отношении настоящего, прошлого и будущего страны.

  6. публичность власти и суда.

Многие из провозглашенных идей гласности стали реальностью наших дней, а сейчас гласность вышла из моды.

Между тем гласность не утрачивает значения для общественного прогресса и журналистской деятельности.

Теперь перейдем к самому понятию гласности. Толковый словарь: гласность – известность, доступность для широкого ознакомления и обсуждения. Обществоведческая литература: гласность – средство осуществления демократии. Мы будем понимать как вид общественных отношений, построенных на доверии и взаимопонимании между всеми институтами социальной системы, населением и отдельными гражданами. Решающий фактор развития гласности: политика государства, направленная на развитие демократии. В правовом плане отношение гласности обеспечиваются полновластием народа, правом граждан на участие в управлении государством и обществом, подотчетностью органов управления гражданам, наличием свободы слова и печати.

Журналистика самый мощный канал оповещения о событиях, которые предаются гласности. Но гласность не монополизируется журналистикой и не сводится к ее практике. Гласность – характеристика качества всей общественной жизни, а для прессы – среда существования.

Функции гласности:

  1. в политике: демократизация общества, создание механизмов для участия граждан в решении государственных вопросов.

  2. в социальной сфере: реализация эффективных норм общественного контроля

  3. социально-психологическая сфера: воспитание высокой политической культуры масс.

Социальные эффекты информационной деятельности в условиях гласности:

  1. углубленное познание того общества, в ко­тором мы живем. Пресса — незаменимый для социальной системы инструмент самопознания, как мы видели при анализе функций журналистики.

  2. эффект социального действия. Он связан с практическим решением поднимаемых через СМИ воп­росов. Автор несет моральную ответственность за судьбу героев публикации, за исход тех дел, которые его стараниями стали пред­метом общественного внимания.

  3. укрепление контактов органов управления с рядовыми гражданами. Появляется воз­можность держать систему власти под постоянным общественным контролем. Кроме этого, она обеспечивает постоянный приток информации «снизу».

  4. помогает росту политической культуры граждан.

Одной из сторон гласности является плюрализм, что в букваль­ном переводе означает множественность, разнообразие. В журна­листике, а затем и в массовом сознании закрепилось узкое пони­мание плюрализма — как явления, относящегося главным обра­зом к сфере мнений. В действительности плюралистические начала проявляются в экономике (многообразие форм собствен­ности), культуре (различные школы и течения), политике (много­партийность), идеологии (свободная соревновательность идей), а также в моде, увлечениях и т.п.

Гласность обеспечивает и укрепляет стремление общества к внутреннему многообразию, в том числе в такой деликатной сфе­ре, как национально-этнические или религиозные различия.

Гласность нуждается в гарантиях и условиях своего осуществ­ления. Мы уже установили, что центральное место среди них зани­мают политическая воля руководства страны и государственная политика в целом.

Рассмотрим и другие гарантии. В их число входит развитая законодательная база информационных процессов, в ча­стности — правовое обеспечение доступа к информации граждан и журналистов и сокращение количества тайн и секретов, особен­но в государственной и коммерческой сферах.

В свою очередь, нормы права могут быть реализованы, если под ними есть экономическая и материально-техническая почва. В этом отношении расширение гласности встречается с большими трудностями. Для отражения в прессе всей палитры существующих интересов и взглядов нужна всеохватная система печати и телера­диостудий, отражающая все краски бытия и мнений.

К гарантиям осуществления гласности относится также высо­кая политическая, этическая и профессиональная культура лю­дей, участвующих в информационном обмене и занимающих по­следовательно демократические позиции.

Из всего сказанного следует, что гласность представляет со­бой чрезвычайно сложное и многоаспектное явление. Возникаю­щие в процессе ее развития проблемы служат «зеркалом» реаль­ного состояния и движения общества. Они могут быть разрешены не путем ограничений и запретов — пусть временных, «до норма­лизации положения дел в обществе», — а только путем неуклон­ного расширения гласности. Сказанное относится и к массовой культуре обращения с гласностью: она формируется только в ус­ловиях открытого ведения дел в государстве и их свободного об­суждения в СМИ.