Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
В литературе встречается такая мысль: гласность – это неполная, неразвитая свобода, некий ему эрзац.
Нет сомнений в том, что политической основой для свободного функционирования прессы должна служить демократия. Но это еще не окончательное решение проблемы:
-
понятие «демократия» всегда нуждается в конкретизации: насколько она широка, права каких слоев населения в ней отражены, каковы отношения власти и граждан и т.д.
-
между политическим строем и практикой прессы существуют общепринятые нормы массового общения в данном государстве, способы регулирования информационных потоков, осознание субъектами социальной ответственности за свои действия.
В России для характеристики информационной открытости общества издавна употреблялось слово «гласность». Но гласность не исчерпывается понятием «свобода высказывания», и зародилась еще в старых славянских городах.
Большое внимание гласности уделялось в марксистской теории. И гласность, и журналистика по представлениям Маркса включены в систему политико-властных отношений. С их помощью устанавливается взаимодействие между властью и обществом.
Информационное обеспечение гласности (сформулировано в 80-90-х годах):
-
открытость деятельности государственных и общественных организаций.
-
наличие статистики, соответствующей международным стандартам, охватывающей производственную и непроизводственную жизнь общества.
-
существование развитой социологической службы, позволяющей оперативно выявлять общественное мнение, прогнозировать возможные последствия принятия или непринятие тех или иных мер.
-
СМИ – трибуна общественного мнения
-
открытость в отношении настоящего, прошлого и будущего страны.
-
публичность власти и суда.
Многие из провозглашенных идей гласности стали реальностью наших дней, а сейчас гласность вышла из моды.
Между тем гласность не утрачивает значения для общественного прогресса и журналистской деятельности.
Теперь перейдем к самому понятию гласности. Толковый словарь: гласность – известность, доступность для широкого ознакомления и обсуждения. Обществоведческая литература: гласность – средство осуществления демократии. Мы будем понимать как вид общественных отношений, построенных на доверии и взаимопонимании между всеми институтами социальной системы, населением и отдельными гражданами. Решающий фактор развития гласности: политика государства, направленная на развитие демократии. В правовом плане отношение гласности обеспечиваются полновластием народа, правом граждан на участие в управлении государством и обществом, подотчетностью органов управления гражданам, наличием свободы слова и печати.
Журналистика самый мощный канал оповещения о событиях, которые предаются гласности. Но гласность не монополизируется журналистикой и не сводится к ее практике. Гласность – характеристика качества всей общественной жизни, а для прессы – среда существования.
Функции гласности:
-
в политике: демократизация общества, создание механизмов для участия граждан в решении государственных вопросов.
-
в социальной сфере: реализация эффективных норм общественного контроля
-
социально-психологическая сфера: воспитание высокой политической культуры масс.
Социальные эффекты информационной деятельности в условиях гласности:
-
углубленное познание того общества, в котором мы живем. Пресса — незаменимый для социальной системы инструмент самопознания, как мы видели при анализе функций журналистики.
-
эффект социального действия. Он связан с практическим решением поднимаемых через СМИ вопросов. Автор несет моральную ответственность за судьбу героев публикации, за исход тех дел, которые его стараниями стали предметом общественного внимания.
-
укрепление контактов органов управления с рядовыми гражданами. Появляется возможность держать систему власти под постоянным общественным контролем. Кроме этого, она обеспечивает постоянный приток информации «снизу».
-
помогает росту политической культуры граждан.
Одной из сторон гласности является плюрализм, что в буквальном переводе означает множественность, разнообразие. В журналистике, а затем и в массовом сознании закрепилось узкое понимание плюрализма — как явления, относящегося главным образом к сфере мнений. В действительности плюралистические начала проявляются в экономике (многообразие форм собственности), культуре (различные школы и течения), политике (многопартийность), идеологии (свободная соревновательность идей), а также в моде, увлечениях и т.п.
Гласность обеспечивает и укрепляет стремление общества к внутреннему многообразию, в том числе в такой деликатной сфере, как национально-этнические или религиозные различия.
Гласность нуждается в гарантиях и условиях своего осуществления. Мы уже установили, что центральное место среди них занимают политическая воля руководства страны и государственная политика в целом.
Рассмотрим и другие гарантии. В их число входит развитая законодательная база информационных процессов, в частности — правовое обеспечение доступа к информации граждан и журналистов и сокращение количества тайн и секретов, особенно в государственной и коммерческой сферах.
В свою очередь, нормы права могут быть реализованы, если под ними есть экономическая и материально-техническая почва. В этом отношении расширение гласности встречается с большими трудностями. Для отражения в прессе всей палитры существующих интересов и взглядов нужна всеохватная система печати и телерадиостудий, отражающая все краски бытия и мнений.
К гарантиям осуществления гласности относится также высокая политическая, этическая и профессиональная культура людей, участвующих в информационном обмене и занимающих последовательно демократические позиции.
Из всего сказанного следует, что гласность представляет собой чрезвычайно сложное и многоаспектное явление. Возникающие в процессе ее развития проблемы служат «зеркалом» реального состояния и движения общества. Они могут быть разрешены не путем ограничений и запретов — пусть временных, «до нормализации положения дел в обществе», — а только путем неуклонного расширения гласности. Сказанное относится и к массовой культуре обращения с гласностью: она формируется только в условиях открытого ведения дел в государстве и их свободного обсуждения в СМИ.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми