30. Элокуция как этап риторического канона. Функции тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.
При желании осуществить "официальное представление" элокуции можно исходить из следующих (обычных для пособий по риторике) установок.
Тот, кто предлагает вниманию слушателей сообщение, имеет перед собой отнюдь не только задачу предоставить в их распоряжение определенный материал (инвенция) и не только задачу распределить этот материал так, чтобы им удобно было воспользоваться (диспозиция), но и задачу "подать" материал определенным образом; или старомодно выражаясь, определенным слогам. За слог и отвечает третий раздел риторики - элокуция.
В сущности же элокуция изначально давала рекомендации довольно широкого спектра и апеллировала к таким категориям, как:aptum - подбор целесообразных языковых средств,puritas - грамматическая правильность,perspecuitas - ясность мысли,omatus - красота выражения.
Вне всякого сомнения, было бы весьма и весьма теоретически заманчиво попытаться представить здесь элокуцию подобно тому, как была представлена диспозиция, то есть повторить названия логических ошибок и. проследить, как они выглядят в "позитивном варианте".
Однако, как всякая чрезмерно "стройная" теория, подобная конструкция, видимо, выглядела бы подозрительно. Поэтому данную идею пришлось оставить в покое. Однако всякий раз, когда мы будем располагать возможностью соотнести ту или иную фигуру с соответствующим ей паралогизмом, попытка такая будет предприниматься.
Переходя к теории фигур, как часто еще называлась элокуция, следует, видимо, еще раз напомнить, что фигуры в данном пособии рассматриваются как позитивные аналоги логических ошибок.
Заметим тем не менее, что, даже не разбираясь с понятием стиля как такового, легко представить себе, что "риторические открытия" типа головокружительных метафор, гипербол, парафразов уместны далеко не в любом типе текста. Или, говоря осторожнее, не в любой тип текста они могут быть включены органично.
Но речь идет исключительно о резко индивидуальных метафорах, гиперболах, парафразах и проч., между тем как существуют, и на это постоянно указывается в нашем пособии, и так называемые общеязыковые варианты тех же самых речевых явлений.
Элокуция начинается с обсуждения вопроса о том, каким образом разные тактики речевого поведения ведут к речевому успеху. При этом имеется в виду, что - при обилии видов конкретных речевых тактик - всю их совокупность можно в конце концов соотнести с одним из двух родов:
• прямые тактики речевого воздействия,
• косвенные тактики речевого воздействия.
Высказывание это интересно не только в том отношении, что фиксирует дистанцию между прямыми и непрямыми способами выражения значений в языке. Оно еще и квалифицирует первые как "простейшие", что для понимания сути прямых тактик воздействия на слушателя чрезвычайно интересно.
Видимо, их действительно можно считать "простейшими" - в том отношении, что они практически не могут быть видоизменены. Раз и навсегда найденная форма сохраняется не потому, что она удачна или представляется таковой, а потому, что она не может быть другой: повторим, прямые значения языковых единиц не подлежат варьированию.
31. Основные виды речей: эпидейктическая, информирующая, аргументирующая. Их роль в профессиональной деятельности журналиста. Способ раскрытия темы (в риторике это обозначается термином изобретение) должен содержать в себе следующие признаки: правильность, новизну, уместность, иначе говоря, изобретение (мысли) ограничивается конкретной аудиторией (уместность речи) и правильным соотношением в речи данного (известного) и нового. Неверно думать, что нужно сообщать только новые сведения. Если на аудиторию “обрушиваются” только новые факты, идеи, слушатели могут отключиться, устав, поэтому важно, чтобы новое перемежалось со старым, трудное с легким.
Способ раскрытия темы в основной части зависит от типа речи. Выделяются следующие типы речи:
-
информирующая,
-
аргументирующая,
-
эпидейктическая речь.
Информирующая речь призвана прежде всего передать аудиторию новую информацию.
Основные виды информационных выступлений:
-
информация – короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли;
-
объявление – сообщение о том, что предстоит, должно произойти;
-
аннотация – краткое изложение содержание книги или фильма;
-
лекция – учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема;
-
доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему;
-
сообщение – небольшой доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу.
Общие правила подготовки информационного выступления:
-
Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.
-
Оно должно быть актуально для слушателей, т.е. интересно для них сейчас, в данный момент.
-
Оно должно дать полную информацию.
-
Оно должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.
-
Оно должно содержать несколько конкретных фактов.
-
Такое выступление должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.
-
Оно должно быть кратким.
-
Четко переходить от одного пункта к другому.
-
Не использовать много жестов.
10. Не говорить слишком эмоционально.
Эпидейктическая речь – это так называемая “речь на случай”, торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.
К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.
Общие правила подготовки похвальной речи:
Похвальное слово возможно в адрес организации, учреждения, отмечающего какую-либо дату или событие.
Похвальное слово должно быть:
1) кратким;
2) эмоциональным;
3) содержать мысль о том, что данный человек давно известен с хорошей стороны;
4) называть моральные качества человека, которые мы ценим;
5) содержать краткое перечисление хороших поступков того человека, которому адресована речь;
6) указывать на личное отношение выступающего к данному человеку, на личную благодарность ему от выступающего;
7) включать добрые пожелания на будущее.
Аргументирующая речь (от слова аргумент – довод, служащий для доказательства, необходимый для убеждения). Убеждать можно в правоте какого-то мнения (убеждающая речь) или в необходимости какого-либо действия (агитирующая речь).
Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Для этого четко должен быть сформулирован тезис говорящего – “ответ на спорный вопрос”, “способ решения проблемы”. При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи (способы аргументации будут рассмотрены в следующей лекции)
Уже во вступлении надо заинтересовать слушателей вопросом, расположить слушателей к себе. Для этого существует несколько приемов.
1. Возможна похвала в адрес аудитории, но не слишком явная.
2. Нужно показать, что оратор не намерен “давить” на аудиторию, влиять на нее. Оратору следует показать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Поэтому необходимо избегать таких слов: Вы должны, Вам придется, я заставлю Вас и т.п. Лучше употреблять слова и выражения, смягчающие категоричность речи: вероятно, по-видимому, возможно и под., риторические вопросы: Можно ли предположить, что…?, Не лучше ли признать, что…? и т.д.
Общие правила подготовки аргументирующего выступления:
-
Использовать общие правила эффективной аргументации:
-
быть эмоциональным;
-
обращаться к жизненно важным фактам;
-
стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;
-
быть лаконичным;
-
ссылаться на авторитеты;
-
использовать цифры;
-
опираться на наглядность;
-
использовать юмор.
-
-
Темой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе и по которому есть различные точки зрения.
-
Необходимо затрагивать вопрос истины: что правда, а что нет.
-
словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый тезис.
-
- 1.Риторика как наука и учебный предмет. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная речь.
- 2. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.
- 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.
- 5. Речевая ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.
- 6. Типология коммуникативного намерения.
- 7. Профессионально-личностные качества журналиста.
- 8. Читатель как адресат. Постулат отношения к адресату.
- 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
- 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.
- 13. Речевая деятельность. Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и речевое поведение.
- 14. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Устная речь и ее специфика. Основные функции говорения. Роль говорения в профессиональной деятельности журналиста.
- 15. Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика в профессиональной деятельности журналиста.
- 16. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Письменная речь и ее особенности. Письмо в профессиональной деятельности журналиста.
- 17. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность слушания как вида речевой деятельности.
- 18. Функции, виды и способы слушания. Умение слушать - профессионально значимое умение журналиста.
- 19. Барьеры слушания. Условия эффективного слушания в профессиональной деятельности журналиста.
- 20. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность чтения как вида речевой деятельности. Механизмы чтения.
- 21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.
- 22. Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.
- 24. Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки языка газеты.
- 25. Содержательная и стилистическая уместность как необходимое качество языковых средств газеты.
- 26. Риторический канон как модель создания текста.
- 27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала.
- 28. Понятие о топосах. Основные разновидности топосов.
- 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие о хрии.
- 30. Элокуция как этап риторического канона. Функции тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.
- 32. Классификация публицистических жанров: основания для выделения трех групп.
- 33. Общая характеристика информационных жанров.
- 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.
- 35. Заметка: разновидности жанра.
- 36. Репортаж и заметка: общее и специфическое информационных жанров.
- 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организации материала.
- 39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.
- 40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
- 41. Рецензия: жанровые признаки, функции.
- 42. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Коммуникативные и стилистические особенности.
- 43. Проблемная статья и проблемный очерк: общее и специфическое.
- 44. Путевой очерк: специфика разновидности жанра, особенности авторского «я».
- 45. Портретный очерк как разновидность жанра. Герой и автор.
- 46. Эссе: разновидности, жанровые признаки.