Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
Профессионально этические принципы журналистской деятельности.
Профессиональная этика журналиста подразумевает профессионально-нравственные регуляторы делового поведения журналиста. Здесь необходимо рассмотреть такие понятия как «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональная честь». Журналистика - это профессия, в которой существует объективная зависимость между отношением общества к данной профессии и ее нравственным уровнем. С официально юридической точки зрения, журналисты руководствуются, прежде всего, Конституцией страны и Законом о СМИ. Однако именно у журналистов существуют не менее значимые для них нравственные принципы поведения, аккумулированные в неформальный Кодекс журналиста.
Нравственные принципы:
- «1) соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми; - 2) соблюдать законы своей страны и международные правовые акты; - 3) соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры взаимоотношений; - 4) выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно
Этические нормы взаимоотношений журналист-аудитория:
- «1) всемерно защищать свободу прессы; - 2) уважать право людей знать правду; - 3) уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения; - 4) уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории; - 5) укреплять доверие людей к средствам массовой информации
Этические нормы взаимоотношений журналист – источники информации:
- 1) использовать при работе с источниками для получения сведений исключительно законные, достойные методы и действия;
- 2) уважать право физических и юридических лиц на отказ в предоставлении сведений, не позволяя себе бестактности, давления, шантажа; - 3) указывать в материалах источники информации;
- 4) сохранять профессиональную тайну относительно источника информации; - 5) соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность
Этические нормы взаимоотношений «журналист – герои»:
- 1) заботиться о непредвзятости своих публикаций; - 2) уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания; - 3) уважать право человека на неприкосновенность частной жизни; - 4) быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя; - 5) воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить человека.
Этические нормы взаимоотношений «журналист – авторы»:
- 1) строить отношения с авторами на основе взаимного уважения;
- 2) ценить самобытность автора, стремиться сохранить авторское своеобразие текста; - 3) согласовывать с автором все изменения в его материале; - 4) аргументировать самым тщательным образом отказ в публикации; - 5) беречь свою профессиональную репутацию.
Этические нормы взаимоотношений «журналист – коллеги»:
- 1) уважать общность интересов и целей журналистского содружества;
- 2) заботиться о престиже профессии; - 3) приходить на помощь коллегам; - 4) уважать нормативы служебных отношений; - 5) заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата; - 6) уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские права; - 7) уважать право коллеги на мотивированный отказ от выполнения задания.
Этические нормы взаимоотношений «журналист – власть»:
- 1) проявлять уважение к власти; - 2) оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций;
- 3) отстаивать право журналистики на независимость от власти;
- 4) отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур; - 5) разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах; - 6) опровергать фактами заявления представителей властных структур, утверждения политиков; - 7) заботиться о точности и доказательности критики властных структур.
Корконос:
Выработка системы саморегулирования внутри журналистики способна уберечь от санкций за нарушения своих социальных обязательств.
Понятие профессионального долга концентрированно выражается в ряде важнейших принципов:
-
Правдивость (главный принцип).
- Добросовестная фиксация отдельных фактов.
- Глубина и достоверность их анализа.
- Проверка сомнительной информации;
-
Гуманизм.
В философском понимании – признание человека величайшей ценностью, а человеческое благо – конечной целью бытия.
В социальном плане – деятельность, направленная на создание условий для достойного существования человека.
В морально-нравственном отношении – уважение личности и признание её уникальности.
В эстетическом аспекте – признание физической и духовной красоты человека.
В журналистике – отстаивание всеобщих ценностей гуманизма (мир, демократия, права человека). Внимание к личности.
-
Народность. Защита интересов нации, отражение её потребностей.
Нельзя подменять народность национализмом. Внимание к национальному культурному наследию.
В связи с фрагментарностью сознания современного общества эти принципы наполняются разным содержанием.
Этические нормы (вырабатываются по собственной инициативе журналистскими сообществами). Формируются на основе согласия коллег о том, какие действия способствуют повышению престижа и эффективности работы СМИ, а какие мешают ему.
Этика регулирует отношения журналистов с теми же субъектами, что и право, и профессиональные принципы. Устоявшиеся этические правила закрепляются в законодательстве.
Собственно этические нормы фиксируются в журналистских кодексах (в этике сильно развит прагматический компонент).
Прохор (Мистер Праздник):
Партийная позиция определяет всю систему принципов!!!
Гуманизм не отдельный принцип, а – синтез всех!!!!
Партийность – интегральное выражение гуманизма, а гуманизм – инобытие партийности (?!).
Система принципов:
-
Правдивость и объективность (главные противники – субъективизм и объективизм – уравнивание существенного и несущественного);
-
Массовость;
-
Народность (отстаивание интересов совокупности классов общества, которые заинтересованы в прогрессивных изменениях и могут способствовать развитию всего общества);
-
Патриотизм и космополитизм;
-
Национальная гордость и интернационализм;
-
Демократизм.
Журналистская этика.
Регулируемые отношения:
-
Журналист – аудитория (добросовестность);
-
Журналист – источник информации;
-
Журналист – персонаж (не навреди);
-
Журналист – автор;
-
Журналист – редакционный коллектив;
-
Журналист – коллеги.
Билет № 23: Революционно-демократический взгляд на свободу печати. План ответа:
Статья Карла Маркса, где он излагает основные принципы свободной прессы:
- революционность + историчность=народность – «духовное зеркало народа»
- свобода слова абсолютна
- важность общегосударственных интересов над частными
Ярким идеологом данного взгляда был Карл Маркс. В своей статье «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания» (ландтаг – собрание земельного парламента, посвященное новой цензурной инструкции) он излагает свое понимание свободы печати. Прежде всего, печать революционна по настроению и целям. Революция совершается сначала в духовной сфере, а пресса – «самое свободное в наши дни проявление духа». Свободная печать исторична, она призвана честно отражать реалии своего времени и способствовать разрешению обострившихся социальных противоречий. Революционность и историчность объединяются понятием народности. Пресса является «зорким оком народного духа», «духовным зеркалом» народа. Важны не узкие частные интересы, а общегосударственные и общенациональные. Свобода печати должна быть абсолютной, пресса независима от власти.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми