28. Понятие о топосах. Основные разновидности топосов.
1. Топос – обстоятельство.
Во-первых, это указание места, где происходит событие. Место может быть названо под заголовком репортажа, как главное уточнение документального факта, в виде суммирующего лида, а затем в тексте дается описание этого места, иногда несколько раз и с разных позиций. Если автор в своем репортаже ведет рассказ не из одного места, а из нескольких, то все они указываются в тексте.
Во-вторых, указание времени, когда происходило или происходит событие, и сколько оно длилось или длится. Прямое указание времени встречается тогда, когда это принципиально важно для раскрытия темы. В других же случаях время можно узнать из каких-либо побочных деталей, но оно, тем не менее, указывается.
В-третьих, условия, в которых разворачивается действие или которые привели к данным событиям.
Согласитесь, это ключевой смысловой момент репортажа, без которого раскрытие темы в жанре репортажа не состоится.
2. Топос – целое – часть.
Поскольку в репортаже часто встречается описание, а сам репортаж представляет собой повествование, и эти типы текстов не обходятся без данного «общего места». Схематично деление темы на основании данной смысловой модели можно представить так: Москва – подземная Москва – уникальные памятники, секретные объекты – вода, керамическая труба, кирпичная кладка и т.д.
3. Топос – «последующее всегда идет за предыдущим».
Такое «общее место» в репортаже прослеживается особенно четко, что связано с природой самого жанра: изображать событие в его последовательности. В тексте могут быть использованы лирические отступления, рассуждения, но данное «общее место» остается стержневым.
4. Топос – свойства.
Описание свойств – способ наиболее подробного, тщательного показа предмета речи, в том числе события. В. Каркавцев описывает через данное «общее место» впечатления диггеров: «– Рыбы-мутанты – это так, мелочь, – делятся впечатлениями диггеры. – Мы видели жуткие подземные комарники. Во время одного из спусков на Диму Силантьева напала огромная крыса – около полуметра, не считая хвоста». Найдите в тексте другие микротексты, передающие свойства чего-либо.
Это основные топосы, помогающие раскрытию темы. Не забывайте, что не во всех текстах берется полный набор «общих мест», но все они могут служить раскрытию темы.
«Общие места», или компоненты модели, облегчат задачу автора в поисках средств раскрытия темы, предоставляя возможность брать эти компоненты и превращать их в аргументы на первом этапе – нахождения материала. Это конкретный материал, но преподнесение его зависит от авторского мастерства и авторского восприятия.
Внешние «общие места» репортажа важны для воссоздания достоверности, протокольное, документальности при раскрытии темы, но они не должны занимать много места, чтобы не перегружать повествование; включение их должно быть логичным и уместным.
- 1.Риторика как наука и учебный предмет. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная речь.
- 2. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.
- 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.
- 5. Речевая ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.
- 6. Типология коммуникативного намерения.
- 7. Профессионально-личностные качества журналиста.
- 8. Читатель как адресат. Постулат отношения к адресату.
- 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
- 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.
- 13. Речевая деятельность. Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и речевое поведение.
- 14. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Устная речь и ее специфика. Основные функции говорения. Роль говорения в профессиональной деятельности журналиста.
- 15. Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика в профессиональной деятельности журналиста.
- 16. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Письменная речь и ее особенности. Письмо в профессиональной деятельности журналиста.
- 17. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность слушания как вида речевой деятельности.
- 18. Функции, виды и способы слушания. Умение слушать - профессионально значимое умение журналиста.
- 19. Барьеры слушания. Условия эффективного слушания в профессиональной деятельности журналиста.
- 20. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность чтения как вида речевой деятельности. Механизмы чтения.
- 21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.
- 22. Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.
- 24. Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки языка газеты.
- 25. Содержательная и стилистическая уместность как необходимое качество языковых средств газеты.
- 26. Риторический канон как модель создания текста.
- 27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала.
- 28. Понятие о топосах. Основные разновидности топосов.
- 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие о хрии.
- 30. Элокуция как этап риторического канона. Функции тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.
- 32. Классификация публицистических жанров: основания для выделения трех групп.
- 33. Общая характеристика информационных жанров.
- 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.
- 35. Заметка: разновидности жанра.
- 36. Репортаж и заметка: общее и специфическое информационных жанров.
- 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организации материала.
- 39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.
- 40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
- 41. Рецензия: жанровые признаки, функции.
- 42. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Коммуникативные и стилистические особенности.
- 43. Проблемная статья и проблемный очерк: общее и специфическое.
- 44. Путевой очерк: специфика разновидности жанра, особенности авторского «я».
- 45. Портретный очерк как разновидность жанра. Герой и автор.
- 46. Эссе: разновидности, жанровые признаки.