30.Личность журналиста как субстанциональная основа журналистики
Профессия – это возникший в условиях разделения труда особый род трудовой деятельности. По мере того, как массово-информационная деятельность развивается число специальностей в журналистике увеличивается. НО существует и совокупность обще профессиональных свойств, которая составляет основу личности каждого журналиста профессионала. Это творчески своеобразная личность.
Ядро личности – это мировоззрение, социально-политические и профессиональные наклонности. Они соседствуют с профессиональными склонностями, которые можно реализовать при наличие способностей. Успешную деятельность обеспечивает личные свойства, знания, навыки и опыт.
Внешний слой, который скрепляет мир личности, составляет область ответственности за профессиональную реализацию, за самосовершенствование, за самоотдачу и служение отечеству. Между этими областями нет четких границ, но существует зависимость. Ответственность требует знаний в области права и этики, а опыт – осмысления в области теории. Склонности, какие бы они не были большие, могут реализоваться только если есть знания и опыт.
Журналист может реализоваться, если у него все эти качества, и он их гармонично развивает. Дисгармония этих качеств ведет к формированию доктринеров и приспособленцев. Но притом, что эти качества общие для всех бывает много разных типов творческой личности. У кого-то что- то ярче, у кого-то больше рациональности а у кого-то образности. Это различие необходимо чтобы редакции были живыми организмами, как оркестр из разных инструментов. Поэтому журналист должен видеть себя в коллективе, формироваться как профессионал и свои качества.
Склонности – запускающий механизм при формировании журналиста. Они обладают силой и мотивацией и заставляют преодолевать препятствия на пути к профессии. Хорошо когда склонности подкреплены способностями.
Бывает мотив «для себя, когда человек хочет развить свои способности и самореализоваться. Но более продуктивно когда есть мотив служения обществу.
Основные мотивации журналиста:
Желание принести пользу
Желание реализовать социальную позицию
Соединение познавательной деятельности и вмешательства в реальную жизнь для решения проблем.
Конкретные стремления( ловить новости или разгребать грязь) зависит от личных особенностей журналиста либо от нужд редакции.
Способности – особенности личности, которые субъективные условия для успеха. Они проявляются в том, как быстро, глубоко и прочно человек овладевает умениями для конкретной деятельности. Бывают разные но у большинства средние. Их можно развивать.
Общественно-политическая позиция журналиста – система установок и ориентации, стержень личности. То что направляет человека. Журналист должен занять позицию, которая может быть разной.Но основной вектор – гуманистические устремления. Принципиальность журналиста – устойчивость его позиции. Выработка твердой позиции – результат работы над собой.
Ядро личности окружают такие важные качества как:
Интеллектуальные: мыслительные способности и уровень умственного развития
Эмоционально-образное мышление: уметь фиксировать детали, владеть приемами художественной образности, знание законов творчества
Психологические качества журналиста: любопытство, стремление докопаться до истины, мужество, доброта, отзывчивость, общительность, быстрота реакции, находчивость.
Система знаний: общая высокая культура и профессиональные знания. Для журналиста важен опыт и свобода но связанная с ответственностью.
+33Методология журналистского познания действительности
4 обл методолгогии:
- общая методология познания-вырабатыв мировоззренческ и общеметодологич ориентиры и основаполож для всех наук.
-методы научн познания- разделяются на методы изучения(система приемов познания явлений и объектов дейст-сти.помогают исследователю увидеть явление в сущностных чертах и свойствах,раскрыть его природу,закономерности) и изложения(система приемов представления аудитории получ в ходе изуч явления или объекта данных)
-методологич основы научн и творч познават деят-сти
-методологич принципы изложения
Методологич основы научн и творч-познават деят-сти жур-ста включ в себя 2 формы обществ познания-научную и худож. Специфика худож познания заключ в том,что сущность явлений,раскрываемая худож методами,выраж в чувственно воспринимаем форме- в образах. Образность и наглядность сближ жур-ку с обыденным знанием. А стремление жур-ки раскрыть сущность явлений, показать необходимое—сближает с научным познанием.
Так.обр., методология-система знаний о содержании и формах методов и об их правильном использовании.
Ее главн задача- построение процесса и системы познания при помощи методов
Жур-ст работает на 2 уровнях: эмпирическом, теоритическом.
Метод:
-способ познания, исследования явлений природы и обществ жизни(диалектич метод;экспериментальный,сравнительный)
-система приемов как-либо деят-сти, способ или образ действия
Публицистич метод по Прохорову:
Познание предмета может протекать лишь с помощью соответствующ метода,ктр рассматривается в связи с функцией и предметом.Результатом применения метода при познании предмета явл создание произведений, в ктр специфич содержание фиксир в соответствующ форме.
Метод любого типа познания предопределяется предметом.Предметом публицист познания выступ самые разнообр объекты соц мира. В публицист творчестве метод вступ как исходный пункт и предпосылка всей последующ деят-сти жур-ста по созданию определ типа произ-ния.
Метод-совокупность знаний(общих и специально журналистских), использование ктр в кач способов творч деят-сти приводит к созданию про-ния в единстве его содержания и формы.
Общенаучн методы познания,использ в жур-ке: анализ, синтез, абстрагоривание, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия.
Традицион журналистские методы: беседа, наблюдение, работа с документами
Соц-психологич методы:соц.опросы, маркетинговые исследования рынка,массмедиа,консалтинговые услуги
Вопрос,связан с определ метода жур-кого творчества решается только на методологич уровне, ктр предполаг обобщение уже существ форм и методов журн-кого познания со всеми др формами челов деят-сти
- 1.Информационно-коммуникативн природа жур-ки
- 2.Сущность протожур-ки
- 3.Протожурн-ка в античном обществе
- 4.Информационные центры античного города
- 5.Первые газеты в Европе
- 6.Первые газеты в России
- 7.Мыслители 17-18 вв о роли прессы в обществе.
- 11.Зарождение авторитарной теории прессы в 16-17вв в Англии.
- 13. Философский климат эпохи Просвещения и новая концепция прессы
- 15.Основные принципы деятельности прессы при демократическаой форме правления
- 21.Различия между философскими взглядами Маркса и Милля по поводу роли печати в гос-ве
- 20.Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии 19в. В становлении коммунистической системы журналистики
- 23.Теоритические подходы в рассмотрении журналистики от типа политической системы общества.
- 24Взаимозависимость системы журналистики от типа политической системы общества.
- 25.Социальная роль журналистики как общественной системы.
- 29.Управленческая парадигма трактовки понятия журналистики
- 27.Основные функции журналистики как социального института
- 32Журналистика как специфический способ духовного производства
- 28.Журналистика как 1 из мощнейших идеологических социальных институтов
- 30.Личность журналиста как субстанциональная основа журналистики
- 5 Уровней,характер степень обобщенности методов познания по Гороховому:
- 34Трактовка понятия «журналистская информация»
- 35Основные подходы к анализу массовой информации
- 39.Субъективная сторона журналистской деятельности
- 41.Основные характеристики продукции журналистской деятельности
- 42.Журналистика как массово-информационная деятельность
- 43.Виды журналистской деятельности: познавательная, информационная, просветительская, воспитательная, коммуникативная,творческая,редакторская,организационная,техническая
- 44Идейно-теоретические концепции свободы печати
- 45.Понятие «функция» в журналистике
- 46Разность концептуальных подходов в определении функций журналистики
- 2 С позиции гносеологии:
- 47.Системный подход в определении функций журналистики
- 48Социально-ролевая характеристика журналистики
- 18 Общественно мнение как средство контроля над сми
- 20Марксистко-ленинско-сталинское учение
- 22 Система партийного контроля сми в советскую эпоху
- 37 Техническая и технологическая база информационных процессов
- 41 Основные характеристики продукции журналистской деят-ти
- 43. Виды журналистской дея-ти
- 44 Идейно - теоретические концепции свободы печати