logo
Основы теории журПрограмма

Вопросы Основы журналистики Дневное 2010 г.

1.Журналистика как социальное явление. Технические и социально-экономические предпосылки возникновения журналистики и ее развития.

2.Сущность и особенности журналистской информации. Информационная функция журналистики.

3.СМИ как система, перспективы ее развития.

4.Газеты как средство массового информирования.

5.Журнал как вид прессы.

6.Информационные агентства.

7.Радио как средство массового информирования.

8.Телевидение как средство массового информирования.

9.СМИ в Интернете.

10.Журналистика как социальный институт в нашей стране, ее взаимодействие с другими социальными институтами.

11.Система социальных функций журналистики.

12.Функции пропаганды, агитации, организаторская.

14.Журналистика и общественное мнение (понятие ОМ, его особенности и роли в жизни общества, способы выражения ОМ отдельным изданием и журналистикой в целом).

15.Проблема выражения и формирования ОМ средствами массового информирования (задачи журналистики по отношению к ОМ, журналистские кампании по формированию и выражению ОМ, проблема манипулирования).

16.Действенность и эффективность журналистики.

17.Основные профессиональные принципы журналистской деятельности.

18.Проблема объективности в журналистике.

19.Проблема свободы журналистики: социально-философский и правовой аспекты.

20.Проблема свободы журналистики: социально-политический и экономический аспекты. Социальная позиция журналистики.

21.Проблема «журналистика – четвертая власть» в современной теории журналистики.

22.Профессиональная этика журналиста. Понятия, основные проблемы, основные нормы.

23.Профессиональная этика журналиста. Проблема «журналист и источники информации», допустимые и этически спорные методы получения информации.

24.Профессиональная этика журналиста: проблема «журналист и его герой», «журналист - коллеги». ( Авраамов «Проф. этика журналиста», Лазутина «Проф.этика журналиста»).

25.Профессиональная мораль международной журналистской корпорации, закрепленная в КОДЕКСАХ журналистских организаций разных стран. (Авраамов Проф.этика журналиста).

26.Кодекс профессиональной этики российского журналиста (1994 г.), его требования. Критический анализ его положений. (текст в книге Лазутиной Проф.этика журналиста).

27.Обеспечение свободы массового информирования в Законе РФ «О СМИ».

28.Закон РФ «О СМИ»: проблема отношений редакции с гражданами и организациями.

29.Закон РФ «О СМИ»: Редакция и учредитель, их статус, права, обязанности, проблема взаимоотношений.

30.Закон РФ «О СМИ»: права и обязанности журналиста. Статус журналиста.

31. Понятие об авторском праве. Объекты, защищаемые АП в сфере журналистики, авторы и соавторы. Сроки охраны АП. Личные неимущественные права.

32.Авторские имущественные права журналиста. Использовании произведений журналиста без согласования с автором и без выплаты вознаграждения. Виды нарушений и формы защиты АП.

33.Федеральный Закон «О рекламе»(2006). Понятия, общие требования к рекламным материалам. Запрещенные виды рекламы (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая).

34.Закон «О рекламе». Реклама отдельных видов товаров. Защита несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Реклама в СМИ. Ответственность журналистов, их права и обязанности при ведении рекламной деятельности.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература: Вопросы для студентов заочного отделения журналистики