logo
Ответы ГОС 2013

70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)

На сегодняшний день количество теорий СМИ исчисляется десятками. Тем не менее, традиционно выделяют несколько направлений в исследованиях СМИ. Одним из них является рассмотрение функционирования СМИ в свете нормативных теорий, наряду с данным подходом говорят о теориях структурного функционализма, критической традиции, структурализма и семиотики, конструкционизма, постмодернизма и теориях воздействия СМИ.

Теории, которые принято называть нормативными, имеют дело с представлениями о том, «как медиа должны работать или чего от них ждут». Нормативные теории описывают, какие роли медиа должны играть в идеале, рекомендуют идеальную практическую деятельность и предвидят идеальные последствия. Предпринятая Фредериком Сибертом, Теодором Питерсоном и Уилбуром Шраммом в 1956 г. первая попытка описания основных теорий прессы — авторитарной, либертарианской, советской коммунистической и социальной ответственности — до сих пор является наиболее полной. Все четыре нормативные теории СМИ рассматривают вопросы взаимодействия СМИ и государства (а также гражданского общества).

Авторы работы «Четыре теории прессы» выдвигают следующие тезисы:

а) пресса всегда принимает форму и окраску социально-политических структур, в рамках которых она функционирует;

б) любая теория прессы покоится на определенных философских допущениях, касающихся природы человека, природы общества и государства, отношения человека к государству, природы знания и истины.

1. Авторитарная. Появилась в 16-17 веках. Около двух столетий господствовала в Европе. Это времена монархий. Деятельность прессы соответствует следующим принципам:

-деятельность СМИ не должна приводить к подрыву существующей власти и установленного порядка.

-СМИ не должны критиковать доминирующие политические и моральные ценности.

-для контроля деятельности СМИ существует цензура.

-критика власти может рассматриваться как уголовное преступление.

-журналисты не свободны в деятельности.

- для издания газет необходимо получить правительственные патенты и лицензии.

- сложность – создание эффективного контроля над частными СМИ.

2. Либертарианская. В самом общем виде она полагает, что индивид должен быть свободен публиковать все, что ему нравится, и, следовательно, является продолжением других прав - права на собственное мнение, свободу выражать его, объединяться другими людьми и вступать в организации. Своими корнями либертарианская теория (или теория свободной прессы) уходит в европейское Средневековье. Она возникла в XVI в. как противовес авторитарной теории. Это теория свободы слова.

-Распространение информации не должно требовать предварительной лицензии.

-Критика правительства, официальных лиц или политических партий не должна быть наказуемой.

-Отсутствие препятствий при легитимном сборе информации.

- Нет ограничений при распространении материалов СМИ через государственные границы.

-Журналистика должна обладать независимостью внутри институтов СМИ.

Недостатки: Безграничная свобода прессы может угрожать благополучию как каждого отдельного человека (факты личной жизни), так и государства в целом (раскол, паника). Информация СМИ – товар, который производится и продается. Миром правит тот, у кого есть деньги. Искажение действительности. Никакой свободы.

3. Теория социальной ответственности. В 1940-х годах в ходе дебатов между сторонниками либертарианства в разных его проявлениях, с одной стороны, и регулирования медиа - с другой, постепенно сформировалась теория социальной ответственности. Главным толчком явилось растущее осознание того, что свободному рынку не удалось полностью выполнить обещание свободы прессы и обеспечить общество ожидаемыми благами. Технологическое и коммерческое развитие прессы ограничило доступ индивидов и разных групп к СМК, снизило стандарты деятельности СМИ по удовлетворению информационных, социальных и моральных потребностей общества. Произошло усиление власти одного класса. Самой новаторской чертой теории социальной ответственности стал содержащийся в ней призыв к медиа взять на себяответственность за формирование продуктивных и творческих «великих сообществ».

-Деятельность СМИ саморегулируется посредством правовых норм и соответствующих институтов.

-СМИ должны быть плюрастичными, выражать различные точки зрения, давать возможность ответа на критику.

-Вмешательство в деятельности СМИ может быть оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности.

-Журналисты ответственны перед своей аудиторией и работодателем. Вообще все ответственно по такой теории: и журналисты, и правительство, и аудитория.

-Деятельности СМИ не должна прямо или косвенно способствовать проявления насилия, нарушению общественного порядка, оскорблять меньшинства и т.д.

-Большинство СМИ – частная собственность.

Недостатки: Теория социальной ответственности оказалась очень живучей. Однако большинство журналистов-практиков признавали только ее главные ценности, например плюрализм и культурное разнообразие, при этом мало что подтверждает их неуклонное следование этим принципам в своей работе. Скажем, они по-прежнему низко котируют новостную ценность повседневной деятельности общин и групп по интересам. Престиж теории социальной ответственности на Западе существенно упал; ее считают либо ложной, либо неэффективной.

4. Советская тоталитарная теория прессы. После революции 1917 г. российская пресса и другие средства массовой коммуникации были полностью реорганизованы, их деятельность получила теоретическое обоснование, исходя да основных положений марксизма-ленинизма.

- СМИ – инструмент государства и партии.

- СМИ выступает в роли агитатора, пропагандиста и организатора.

- К советской тоталитарной системе относится теория госзаказа.

- Форма собственности - государственная.

- Государственная цензура.

- Журналисты не свободны не в плане доступа к информации, не в плане распространения.

- Дозирование информации, исходя из поставленных задач в сферах экономики, культуры, воспитания и т.д.

- Журналисты являются ответственными профессиональными работниками, чьи цели и идеалы должны совпадать с интересами государственной власти.

К анализу моделей средств массовой информации обращается также Дэнис Макуэйл в своем труде «Теория массовых коммуникаций». Он утверждает что в данной типологии предпочтение отдается тем странам, где основные медиа (газеты, радио и телевидение) находятся под одинаковым правительственным контролем, концепция «четырех теорий» лишена гибкости, необходимой для должного описания и анализа всех современных систем прессы, и поэтому должна быть модифицирована. Именно это сделал Маккуэйл, предложив еще две - для медиа периода развития и демократического участия.

Теория развития. Теория медиа, описывающая положение медиа в развивающихся странах. Согласно этой теории, пока страна не достигнет определенной степени политического и экономического развития, медиа должны поддерживать, а не критиковать правительство.

- медиа должны принимать и выполнять позитивные задачи развития в соответствии с проводимой политикой

- свобода медиа может быть ограничена в соответствии с экономическими приоритетами потребностями развития общества.

- в содержании медиа должны преобладать национальная культура и язык

- в новостях и информации, представляемой медиа, приоритет должен отдаваться связям с другими развивающимися странами, которые являются географически, культурно или политически близкими

- журналисты и другие работники медиа обладают как свободами, так и ответственностью в сборе информации и ее распространении.

- в целях развития, государство имеет право вмешиваться в деятельность медиа, субсидировать механизмы цензуры и оправдывать прямой контроль.

Теория демократического участия. Теория социальной ответственности, в западных странах развивается наряду с теорией демократического участия. Основным ее стимулом была негативная реакция на монополизацию медиа, которая к началу XX века достигла широких масштабов в западных странах. Общие принципы теории демократического участия следующие:

- отдельные граждане и группы имеют право доступа к медиа (право на коммуникацию) и право быть обслуженными медиа в соответствии с их собственными потребностями в обслуживании;

- медиа существуют в первую очередь для своих аудиторий, а не для организаций медиа, профессионалов или клиентов медиа;

- группы, организации и местные сообщества должны иметь свои собственные медиа;

- маломасштабные, взаимодействующие формы медиа более предпочтительны, чем широкомасштабные, однонаправленные, профессиональные медиа;

- коммуникация является слишком важным процессом в обществе, чтобы быть оставленной на откуп профессионалам, требует государственного вмешательства.

Здесь вариант взаимодействия между властью и обществом – это «сильное общество и сильное государство». Хрестоматийный пример – Франция, где роль СМИ очень велика, и при том, что СМИ строго контролируются государством, они все-таки полно отражают интересы общества.

Можно упомянуть еще одно исследование, связанное с рассматривае­мой тематикой. Это труд Уильяма Хаченса, в котором рассматриваются пять концепций прессы. Хаченс выделяет авторитарную, западную, коммунистическую, революционную теории и концепцию развития (тре­тьего мира). Примером реального воплощения в жизнь авторитарной концепции, по мнению Хаченса, может служить ситуация со СМИ в странах, где существо­вали крайне правые военные режимы: Чили при генерале Пиночете, хунта в Аргентине в конце 1970-х.