70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
На сегодняшний день количество теорий СМИ исчисляется десятками. Тем не менее, традиционно выделяют несколько направлений в исследованиях СМИ. Одним из них является рассмотрение функционирования СМИ в свете нормативных теорий, наряду с данным подходом говорят о теориях структурного функционализма, критической традиции, структурализма и семиотики, конструкционизма, постмодернизма и теориях воздействия СМИ.
Теории, которые принято называть нормативными, имеют дело с представлениями о том, «как медиа должны работать или чего от них ждут». Нормативные теории описывают, какие роли медиа должны играть в идеале, рекомендуют идеальную практическую деятельность и предвидят идеальные последствия. Предпринятая Фредериком Сибертом, Теодором Питерсоном и Уилбуром Шраммом в 1956 г. первая попытка описания основных теорий прессы — авторитарной, либертарианской, советской коммунистической и социальной ответственности — до сих пор является наиболее полной. Все четыре нормативные теории СМИ рассматривают вопросы взаимодействия СМИ и государства (а также гражданского общества).
Авторы работы «Четыре теории прессы» выдвигают следующие тезисы:
а) пресса всегда принимает форму и окраску социально-политических структур, в рамках которых она функционирует;
б) любая теория прессы покоится на определенных философских допущениях, касающихся природы человека, природы общества и государства, отношения человека к государству, природы знания и истины.
1. Авторитарная. Появилась в 16-17 веках. Около двух столетий господствовала в Европе. Это времена монархий. Деятельность прессы соответствует следующим принципам:
-деятельность СМИ не должна приводить к подрыву существующей власти и установленного порядка.
-СМИ не должны критиковать доминирующие политические и моральные ценности.
-для контроля деятельности СМИ существует цензура.
-критика власти может рассматриваться как уголовное преступление.
-журналисты не свободны в деятельности.
- для издания газет необходимо получить правительственные патенты и лицензии.
- сложность – создание эффективного контроля над частными СМИ.
2. Либертарианская. В самом общем виде она полагает, что индивид должен быть свободен публиковать все, что ему нравится, и, следовательно, является продолжением других прав - права на собственное мнение, свободу выражать его, объединяться другими людьми и вступать в организации. Своими корнями либертарианская теория (или теория свободной прессы) уходит в европейское Средневековье. Она возникла в XVI в. как противовес авторитарной теории. Это теория свободы слова.
-Распространение информации не должно требовать предварительной лицензии.
-Критика правительства, официальных лиц или политических партий не должна быть наказуемой.
-Отсутствие препятствий при легитимном сборе информации.
- Нет ограничений при распространении материалов СМИ через государственные границы.
-Журналистика должна обладать независимостью внутри институтов СМИ.
Недостатки: Безграничная свобода прессы может угрожать благополучию как каждого отдельного человека (факты личной жизни), так и государства в целом (раскол, паника). Информация СМИ – товар, который производится и продается. Миром правит тот, у кого есть деньги. Искажение действительности. Никакой свободы.
3. Теория социальной ответственности. В 1940-х годах в ходе дебатов между сторонниками либертарианства в разных его проявлениях, с одной стороны, и регулирования медиа - с другой, постепенно сформировалась теория социальной ответственности. Главным толчком явилось растущее осознание того, что свободному рынку не удалось полностью выполнить обещание свободы прессы и обеспечить общество ожидаемыми благами. Технологическое и коммерческое развитие прессы ограничило доступ индивидов и разных групп к СМК, снизило стандарты деятельности СМИ по удовлетворению информационных, социальных и моральных потребностей общества. Произошло усиление власти одного класса. Самой новаторской чертой теории социальной ответственности стал содержащийся в ней призыв к медиа взять на себяответственность за формирование продуктивных и творческих «великих сообществ».
-Деятельность СМИ саморегулируется посредством правовых норм и соответствующих институтов.
-СМИ должны быть плюрастичными, выражать различные точки зрения, давать возможность ответа на критику.
-Вмешательство в деятельности СМИ может быть оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности.
-Журналисты ответственны перед своей аудиторией и работодателем. Вообще все ответственно по такой теории: и журналисты, и правительство, и аудитория.
-Деятельности СМИ не должна прямо или косвенно способствовать проявления насилия, нарушению общественного порядка, оскорблять меньшинства и т.д.
-Большинство СМИ – частная собственность.
Недостатки: Теория социальной ответственности оказалась очень живучей. Однако большинство журналистов-практиков признавали только ее главные ценности, например плюрализм и культурное разнообразие, при этом мало что подтверждает их неуклонное следование этим принципам в своей работе. Скажем, они по-прежнему низко котируют новостную ценность повседневной деятельности общин и групп по интересам. Престиж теории социальной ответственности на Западе существенно упал; ее считают либо ложной, либо неэффективной.
4. Советская тоталитарная теория прессы. После революции 1917 г. российская пресса и другие средства массовой коммуникации были полностью реорганизованы, их деятельность получила теоретическое обоснование, исходя да основных положений марксизма-ленинизма.
- СМИ – инструмент государства и партии.
- СМИ выступает в роли агитатора, пропагандиста и организатора.
- К советской тоталитарной системе относится теория госзаказа.
- Форма собственности - государственная.
- Государственная цензура.
- Журналисты не свободны не в плане доступа к информации, не в плане распространения.
- Дозирование информации, исходя из поставленных задач в сферах экономики, культуры, воспитания и т.д.
- Журналисты являются ответственными профессиональными работниками, чьи цели и идеалы должны совпадать с интересами государственной власти.
К анализу моделей средств массовой информации обращается также Дэнис Макуэйл в своем труде «Теория массовых коммуникаций». Он утверждает что в данной типологии предпочтение отдается тем странам, где основные медиа (газеты, радио и телевидение) находятся под одинаковым правительственным контролем, концепция «четырех теорий» лишена гибкости, необходимой для должного описания и анализа всех современных систем прессы, и поэтому должна быть модифицирована. Именно это сделал Маккуэйл, предложив еще две - для медиа периода развития и демократического участия.
Теория развития. Теория медиа, описывающая положение медиа в развивающихся странах. Согласно этой теории, пока страна не достигнет определенной степени политического и экономического развития, медиа должны поддерживать, а не критиковать правительство.
- медиа должны принимать и выполнять позитивные задачи развития в соответствии с проводимой политикой
- свобода медиа может быть ограничена в соответствии с экономическими приоритетами потребностями развития общества.
- в содержании медиа должны преобладать национальная культура и язык
- в новостях и информации, представляемой медиа, приоритет должен отдаваться связям с другими развивающимися странами, которые являются географически, культурно или политически близкими
- журналисты и другие работники медиа обладают как свободами, так и ответственностью в сборе информации и ее распространении.
- в целях развития, государство имеет право вмешиваться в деятельность медиа, субсидировать механизмы цензуры и оправдывать прямой контроль.
Теория демократического участия. Теория социальной ответственности, в западных странах развивается наряду с теорией демократического участия. Основным ее стимулом была негативная реакция на монополизацию медиа, которая к началу XX века достигла широких масштабов в западных странах. Общие принципы теории демократического участия следующие:
- отдельные граждане и группы имеют право доступа к медиа (право на коммуникацию) и право быть обслуженными медиа в соответствии с их собственными потребностями в обслуживании;
- медиа существуют в первую очередь для своих аудиторий, а не для организаций медиа, профессионалов или клиентов медиа;
- группы, организации и местные сообщества должны иметь свои собственные медиа;
- маломасштабные, взаимодействующие формы медиа более предпочтительны, чем широкомасштабные, однонаправленные, профессиональные медиа;
- коммуникация является слишком важным процессом в обществе, чтобы быть оставленной на откуп профессионалам, требует государственного вмешательства.
Здесь вариант взаимодействия между властью и обществом – это «сильное общество и сильное государство». Хрестоматийный пример – Франция, где роль СМИ очень велика, и при том, что СМИ строго контролируются государством, они все-таки полно отражают интересы общества.
Можно упомянуть еще одно исследование, связанное с рассматриваемой тематикой. Это труд Уильяма Хаченса, в котором рассматриваются пять концепций прессы. Хаченс выделяет авторитарную, западную, коммунистическую, революционную теории и концепцию развития (третьего мира). Примером реального воплощения в жизнь авторитарной концепции, по мнению Хаченса, может служить ситуация со СМИ в странах, где существовали крайне правые военные режимы: Чили при генерале Пиночете, хунта в Аргентине в конце 1970-х.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.