logo
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

9. Функции журналистики как отражение социальных потребностей.

Социальное предназначение журналистики как ее объективная, неза­висимая от позиций СМИ и взглядов журналистов, роль СМИ в обществе основывается на потребностях СИ и МА в максимально полной информи­рованности. Однако в журналистике действуют люди со своими взгляда­ми - прогрессивными, консервативными или реакционными - и потому стремятся повлиять на аудиторию в соответствии со своими представле­ниями о нуждах аудитории. Поэтому в обществе, где признан и реализу­ется идейный плюрализм, где существует возможность придерживаться различных взглядов и выражать различные мнения, фактом являются различные трактовки содержания функций журналистики. Эти трактовки связаны с присущими каждому участнику массово-информационных про­цессов своеобразными представлениями о путях исторического развития и, соответственно, информационных потребностях аудитории (МА и СИ).

Таким образом и всем СМИ свойственны единые функции - обязан­ность выполнять объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от соци­альной позиции СМИ и их журналистов.

Мера и характер информированности (дезинформированности) зави­сит прежде всего от того, как журналисты понимают и реализуют идеоло­гическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики.

Но есть несколько основных, которые ежедневно используются журналистами. На данный момент выделяются 5 всем известных функций:

 Коммуникативную функцию

Идеологическая функция. Журналистика является идеологическим инструментом и позволяет укрепить в сознании общества определенный тип поведения и действий. Выполняя функцию идеологического характера, журналистика создает в создании человека определенный стереотип и стиль поведения,

 Культурно-просветительская функция. Журналистика позитивно влияет на культурное развитие человека и позволяет ему усовершенствоваться и познавать новую информацию. 

Методологическая функция. В СМИ размещается справочная информация, реклама по любому запросу.

Организаторская функция. Журналистика способствует формирования массового сознания и способна организовать людей в сплоченный коллектив.