Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
Жанр с фр. – осн. значение, род. Газетн. жанры появились позже, изначально термин употребл. искл. в лит., эстетич. категор; в ж-ке – документальность. Каждый жанр – св. форма интерпретации фактов и логика излож. материалов.
Жанр – историч. сложивш. лит.-публ форма, кот. облад. опред. устойч. признаками. Одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта; одна из форм воплощ. идеи, мысли.
Жанр как особый вид произвед. облад. опред. признаками и соответствующей структурой. В каждой конкретной ситуации несет в себе неповторимые черты, продиктованные требованиями дня, особенностями фактического материала и самобытностью автора.
const: признаки, структура жанра; temp: актуальность, факты, индивидуальный авт. стиль.
Замысел ж-та всегда реализ. в опр. жанровой фрме. В Жур-ке границы жанра более размыты, чем в литературе. В Жур-ке коммуникатиная цель – общение с читателем – явл. жанровым признаком, типологически значимым. В жур. тв-ве(?) всегда присутствует пр-с соц. общения --> концепция адресата (восприн. его как жанроформирующ. фактора)
Хар-ка риторич. основ: - специфичн. признаки; - риторич. модель (ориентация на адресата, поэтапность создания текста в соотв. с риторич. каноном, работа с топосами при определении микротем т-та)
Признаки называются жанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает более четко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров периодической печати.
Основные жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения.
система жанров журналистики – это единство связанных и находящихся во взаимодействии жанров журналистики.
Жанрообразующие факторы: Предмет отображения и жанрообразование. Если публикации отображают предмет, находящийся во внешнем по отношению к автору выступления мире, то они будут вкл. в 1 жанровую группу. Если же предмет отображения относится к внутр. миру автора, то созданная им публикация будет включаться в совершенно иную жанровую группу. Данная предметная «развилка» пост. жанрообр. фактор. Это дает возможность говорить о соотв. разделении жанров, исх. из своеобразия указанных предметов отображения, на две группы внутри как инф., так и аналитич., а также и худ-публ. публикаций.
Вполне опред. жанр. кач-ва т-тов м. возникать и тогда, когда одни из них будут освещать «первичную реальность» (разл. предметные, онтологич. ситуации, практич. действ., процессы) [статьи и корреспонденции], а др. – «вторичную реальность» (инф. явл.: книги, фильмы, телепередачи и т.п.) [рецензии, лит-критич. статьи], третьи – и то и другое. [1-ую и 2-ую гр. явлений освещают «постановочные корр-ии, статьи, обозрения, комментарии]
Предмет отображения как жанрообразующий фактор имеет особое значение лишь для некоторых жанровых образований, но отнюдь не для всех.
Целевая установка и жанрообразование: аналитич. корр-ия нацелена на выявл. причин какого-либо одиночн. феномена и возможной тенденции его развития. Аналитич. статья – на объясн. ряда взаимосвязанных явлений, определ тенденций, закономерностей их взаимодействия, установление их ценности и т.д. Обозрение – цель - сообщить читателю о важнейш. событиях, происшедших, напр., за опред. пер. вр., выявить их причину, значимость (оценку) для ауд., установить их взаимосвязь. Рецензии выявл. ценность для аудитории т.и.и. пр-ий ис-ва и. т.д.
Методы отображения и жанрообразование. Напр, фактографический метод, представляющ. собой фиксацию наиболее зримых («опознавательных») черт предмета отображения, неизбежен при подготовке текстов информационных жанров. Методы худ. обобщ. необходимы для создания публикаций, которые относят к художественно-публицистическим.
Жанры:
* инф:
Заметка
Информационная корреспонденция
Информационный отчет
Информационное интервью
Блиц-опрос
Вопрос – ответ
Репортаж
Некролог
* аналитич:
Аналитический отчет
Аналитическая корреспонденция
Аналитическое интервью
Аналитический опрос
Беседа
Комментарий
Социологическое резюме
Анкета
Мониторинг
Рейтинг
Рецензия
Статья
Журналистское расследование
Обозрение
Обзор СМИ
Прогноз
Версия
Эксперимент
Письмо
Исповедь
Рекомендация (совет)
Аналитический пресс-релиз
* худ-публ:
Очерк
Фельетон
Памфлет
Пародия
Сатирический комментарий
Житейская история
Легенда
Эпиграф
Эпитафия
Анекдот
Шутка
Игра
Сейчас жанры умирают. Обеднение жанровой позиции, главное – оперативность.
Третьяков: ж-ка – передача своим стилем но в стандартных формах (жанрах) инф. и мнений о событиях и ситуациях. Сущ-т 4 базовых жанра:
Базовые:
Информация: чаще всего, короткие сообщения о только что случившемся событии; являются новостью для аудитории данного СМИ.
Функция – сообщить о событии.
Репортаж: с помощью него ж-т рассказывает не только о факте произошедшего, но и дает некоторые дополнительные подробности. Есть сюжет.
Функция – рассказать о событии.
Интервью: цель и содержание – передача слов и мыслей человека, значимого вообще/в контексте случившегося, причем слова и мысли должны возникать не спонтанно, а только благодаря специально сформулированным вопросам журналиста.
Функция – дать мнения значимых людей.
Статья (на ТВ – комментарий): логическая и/или эмотрактовка журналистом причин, хода и последствий тех или иных событий/действий тех или иных людей.
Функция – объяснить, вписать в контекст.
Служебные жанры – дополняют базовые. Осн. функц.: орг-я пр-ва номера (ед-во), продолжение, дополнение, уточнение. «Гарнир к основному блюду».
- продолжение
- дополнение
- уточнение.
- иллюстрации (кроме коллажа, карикатуры, фоторепортажа...)
- шапки (как правило, заголовок и подзаголовк главн. материала номера)
- заголовк и подзаголовок
- лиды
- выносы/врезы
- цитаты
- подписи к фото («текстовка»
- «досье»
- анонсы статей
- письма читателей
- данные интерактивного опроса
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики