logo
История зар

4. Немецкие информационные агентства.

С уходом Бисмарка из политики в Германии позднее, чем в других странах Европы, стал набирать процесс концентрации печати, появилась коммерческая, массовая пресса. Первыми газетными магнатами в Германии были Рудольф Моссе, Леопольд Ульштайн и Август Шерл.

Рудольф Моссе (1843-1920) первым занимался созданием многопрофильного издательства. Его процветанию способствовало объединение Германии. В 1867 году он открывает в Берлине бюро рекламных объявлений. В последующие 3 года филиалы берлинского бюро были открыты в Мюнхене, Гамбурге и Вене. К 1917 году в берлинском бюро насчитывалось около 900 сотрудников и еще около полутысячи в филиалах. Информационная служба в концерне Моссе была поставлена великолепно. Он понимал, что успех прежде всего зависит от того, насколько газета может выполнять роль универсальной «энциклопедии» современной жизни, быстро поставляющей читателям информацию по интересующим их вопросам. Концерн Моссе имел широкую сеть корреспондентов во всех крупнейших мировых столицах и немецких городах. Корреспонденты Моссе проходили специальную подготовку в той области, о которой они, как предполагалось, будут писать.

Информация должна была подаваться коротко, чтобы легко усваиваться читателями. От корреспондента требовалась быстрая реакция на новости и сенсации, умение постоянно находиться в гуще событий, в контакте с источниками информации. Основными средствами передачи информации были телеграф и телефон. Ежегодно Моссе рассылала своим клиентам каталог газет и журналов. Концерн Моссе вскоре объединил такие крупнейшие берлинские издания, как «Берлинская ежедневная газета», «Берлинская утренняя газета», «Берлинская народная газета».

После Первой мировой войны деятельность концерна Моссе приобретает международный характер: созданы филиалы в Будапеште, Амстерадаме, Бухаресте, Варшаве, Барселоне, Загребе, Милане, Лондоне, Нью-Йорке, Париже. Концерн Моссе издавал ежемесячные журналы на немецком, английском и испанском языках, чтобы установить и облегчить торговые связи между этими странами.

Леопольд Ульштайн (1826-1899) основатель одного из первых газетно-журнальных концернов. Наиболее известные газеты, издаваемые им: «Берлинская газета» и «Берлинская утренняя почта». На рубеже 19-20 вв. Ульштайн купил еще несколько изданий, численность которых достигла 20. Общая численность сотрудников в концерне Ульштайна к началу 20-го столетия достигла почти 9 тысячи человек. Концерн имел в собственности несколько самолетов, 6 десятков аэропланов, более сотни автомобилей, 2 моторные лодки. Дом Ульштайна в большей степени, чем концерн Моссе, был подвержен американизации. Это проявилось в издании дешевых воскресных газет, рассчитанных на массовую читательскую аудиторию.

В обоих крупнейших немецких концернах был создан культ пунктуальности. Происходила безусловная коммерциализация прессы, служащей интересам фирмы, а не общенациональным интересам. Однако, в отличие от американских газетно-журнальных трестов, ориентированных почти исключительно на извлечение прибыли, немецкие ставили своей целью не столько обогащение за счет сосредоточения печати в одних руках. Они стремились к развитию предприятия по новейшим технологиях с использованием индивидуальных особенностей и способностей компетентных сотрудников.

Концентрация печати. Немецкая пресса на рубеже 19-20 вв.

К началу 20 века германская пресса стала исключительно разнообразной: появились экономические издания, газеты мнений, бульварные газеты, политическая и партийная печать.

Крупнейшей региональной немецкой газетой была «Кельнская газета», основана она еще в домартовский период, но пика популярности достигла после революции 1848 г. Она была не только самой читаемой в 19 веке немецкой провинциальной газетой, но и изданием с мировой известностью. Ни одна французская или британская провинциальная газета не имела в своей стране такой статус, каким обладала «Кельнская газета». Она была выразительницей настроений и взглядов крупной либеральной немецкой буржуазии. «Кельнская газета» пропагандировала идею примирения с монархией, выступала в защиту народа, но «в пределах законности» и «на правовой почве». Неудивительно, что газета не поддержала восстания парижских рабочих в июне 1848 г. «Кельнская газета» в 1870-1890 годах стала опорой Бисмарка и защитницей его имперской политики. Газета считала необходимым укрепление военной мощи Германии, одобряла колониальные захваты. Главными объектами ее критики стали немецкие социал-демократы, рабочее движение, республиканская Франция.

Серьезным оппонентом демократической и либеральной прессы была газета «Новая прусская газета», основанная в 1848 г. Это монархическое издание, выражавшее интересы прусского политического класса, юнкерства и лютеранского духовенства, идею австрийской гегемонии. В ее заглавии был нарисован большой черно-белый крест, за это ее называли «Крестовая газета», недоброжелатели называли ее «Крестовой рыцаршей». Лозунгом газеты были слова «Вперед! С Богом, за короля и отечество». Программа газеты состояла в том, чтобы «как можно энергичнее бороться с умами, зараженными бунтарскими настроениями». Под этими бунтарскими настроениями понималось не только рабочее и национально-освободительное движение в европейских странах, но и реформаторские устремления либерально-демократической интеллигенции.

Особое место в немецкой политической периодике послемартовского периода занимает ежедневная революционно-демократическая газета «Новая рейнская газета», выходившая в Кельне с 1848-1849 гг. В состав редакционного комитета вошли Фридрих Энгельс, талантливые немецкие поэты Георг Веер и Фердинанд Фрейлиграт и др. Энгельс руководил всеми иностранными отделами газеты, курировал ее внешнеполитическую стратегию, военные вопросы. Георг Веер возглавлял отдел фельетонов и сам часто писал острые политические фельетоны. Фрейлиграт публиковал на страницах газеты свою политическую лирику.

Важнейшим пунктом политической программы газеты было объединение Германии как необходимая предпосылка ее быстрого социально-экономического и культурного развития на демократической основе. Идеологи газеты отвергали идею объединения Германии как под прусским, так и под австрийским началом. Они видели будущую Германию единой демократической республикой, какой она может стать лишь после распада Пруссии и Австрии.

В своей внешнеполитической стратегии газета выступала с резкой критикой монархической Англии, юнкерской Пруссии и царской России как оплота европейской абсолютистско-феодальной реакции.

На страницах газеты были представлены различные жанры: статья, информационная заметка, рецензия корреспонденция, фельетон, обзор печати. Часто авторами статей, международных обзоров и литературных рецензий выступали Маркс и Энгельс. Из крупных работ на страницах «Новой рейнской газеты» были опубликованы «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Маркса и «Крестьянская война в Германии» Энгельса.

Газета регулярно печатала материалы о рабочем движении в Германии и о революционном и рабочем движении в других странах. «Новая рейнская газета» неизменно выступала за свободу прессы, в поддержку преследуемых демократических изданий и их журналистов. Она раскритиковала закон о печати, подготовленной одним из руководителей правительства Ганземаном. Проект предусматривал, по существу, восстановление цензуры для демократической прессы, усиление репрессивных мер против оппозиционных газет и журналов. Одним из важнейших направлений деятельности«Новой рейнской газеты» была критика охранительной, консервативной и реакционной немецкой прессы. В отделе «Тупость немецких газет» давалась подборка, часто даже без комментариев, цитат из различных немецких газет, представляющая собрание стилистических «перлов» и откровенных глупостей. Особенно доставалось «Крестовой рыцарше», о которой Новая рейнская газета» писала, что ее делали «провалившиеся на экзаменах студенты, неудачливые лейтенанты».

19 мая 1849 г. газета была закрыта по приказу прусских властей. Затем последовал приказ о высылке Маркса из Пруссии как «иностранца». Весь текст последнего номера газеты был напечатан красной краской.

«Новая рейнская газета» стала массовой народной газетой революционно-демократического характера. В ней был выработан свой стиль, отличительными чертами которого стали ясность и сжатость изложения материала в сочетании с публицистической страстностью, иронией, сарказмом и другими приемами сатирического изображения политических противников (окарикатуривание, ироническое сопоставление политических персонажей с литературными, мифологическими героями, игра слов, каламбуры и др.).

Крупнейшая газета концерна Моссе – либеральная «Берлинская ежедневная газета», была основана в 1871 г. Ежедневный тираж газеты вскоре достиг 50 тысяч экземпляров, а к 1917 г. вырос в 5 раз. Точность, порядок, быстрота подачи информации – 3 фактора, обеспечившие успех газеты.

Развитие английской журналистики в 19 веке.

План:

1. Английская журналистика в первой половине 19 века. Пресса чартизма.

2. Английская журналистика во второй половине 19 века.

3. Типология английской прессы.

а) Качественные газеты.

б) «Новая журналистика» и массовые газеты.

4. Агентство «Рейтер».