Монтаж – 2
По книге: Балаш Б. Дух фильмы (М., 1935).
Как и Эйзенштейн, Балаш исходит из того, что кино – инструмент психологического и идеологического воздействия на человека: с помощью киноискусства производится новый субъект восприятия. Однако главным для него является не столько тот ракурс, как надо воздействовать на зрителя, сколько тот, что в результате происходит в сознании воспринимающего и почему это происходит. Поэтому основной акцент у него – не столько на идеологии режиссерского влияния, сколько на психологии зрительского восприятия.
По мнению Балаша, любой предмет в фильме воспринимается нами не как таковой, а как наше оптическое впечатление (Балаш начал разрабатывать свою теорию в эпоху немого кино, поэтому главным элементом киноязыка для него является изображение, хотя звуковое кино он также рассматривает). Даже в кинематографе факта, который снимает вещи «как они есть», эти вещи лишаются своего существа (своей вещественности) и становятся знаками чистой видимости, впечатлениями. Мы переживаем не созерцание предмета, явления или человека, а созерцание кадра, изображающего эти предмет, явление, человека. Кино, реализующее это переживание, Балаш называет абсолютным кино.
Однако главное в кино, по мнению Балаша, – не кадр (изолированный кадр так и остается чистой видимостью), а последовательность кадров, которую мы наделяем причинно-следственными отношениями (→ эффект Кулешова). Эти причинные связи находятся «вне» кадра и организуют в единую целостность наши эмоции, возникающие при созерцании кадров; таким образом осуществляется психологическое воздействие кино на зрителя.
Среди основных элементов кинотехники, которые помогают это осуществлять, Балаш выделяет ракурс и монтаж.
Ракурс важен потому, что любой ракурс, с которого снят тот или иной кадр, подразумевает субъективное отношение к предмету, и это отношение передается от создателей данного кадра (режиссера и оператора) зрителю. Каждое такое отношение – это мировоззрение, идеологическая позиция, поэтому любая установка киноаппарата не нейтральна, а передает субъективную установку человека за аппаратом. Благодаря возникающему состоянию сопереживания тому, что мы видим в кадре, эта установка становится также и мировоззренческой установкой зрителя. [Позиция, сходная с позицией Эйзенштейна.]
Монтаж важен потому, что направляет те возникающие у зрителя причинно-следственные связи между кадрами, о которых говорилось выше, в направлении, важном режиссеру. Однако монтаж не должен навязывать зрителю голые мысли (прямое идеологическое воздействие, как в фильмах Эйзенштейна), а наоборот, должен способствовать организации мыслей, которые и так возникают в нашем сознании (психологическое воздействие).
Кроме того, только монтаж способен осуществить синтез разных сфер воздействия: звука, изображения, ритма, сюжета и т.д. – в единый динамический образ. В данном случае монтаж понимается расширительно: не только как склейка между кадрами, но и как соположение разных элементов киноязыка, киностиля и киноповествования (например, сюжетная организация) в пределах одного кадра.
- Основные понятия семиотики кино
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 1
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 2
- Киноцитата, интертекстуальность в кино
- Монтаж – 1
- Монтаж – 2
- Перспектива. Композиция кадра. Свет
- Хронотоп. Ритм
- Актер. Жест и мимика
- Точка зрения
- Кинематографические направления (общие типологические сведения).
- Зарождение кинематографических школ. Французская киномысль первой трети XX века
- «Фотогения»
- Формалисты
- Сборник «Поэтика кино» (1927)
- Тынянов ю.Н. «Кино – слово – музыка» (1924)
- Сергей Эйзенштейн
- По ту сторону игровой и неигровой (1928)
- О форме сценария (1929)
- Монтаж (1938)
- Бела Балаш и советские кинотеоретики 1920-х годов
- Бела Балаш
- Рудольф Арнхейм
- Зигфрид Кракауэр
- «Теория фильма» (1960)
- Андре Базен
- «Что такое кино?» (4 тома, 1958–1962)
- Тартуско-московская школа
- «Поэтика композиции» б.А. Успенского
- Умберто Эко
- «Отсутствующая структура» (1968)
- Ролан Барт
- «Проблема значения в кино» (1960)
- «Camera lucida: Комментарий к фотографии» (1980)
- Американская кинокритика
- Жиль Делёз
- «Кино», тт. 1 («Образ-движение») – 2 («Образ-время») (1983–1985)