logo
Билеты ВСЕ

Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.

Демократич.гос-во предполагает развитое гражд.общ-во, в ко-ром взаимодействуют разл.общ.орг-ии, политич.партии, где никакая идеология не может уст.в кач-ве официальной. Полит.жизнь в дем.гос-ве строится на основе идеологич., политич. многообразия, многопартийности, открытости и прозрачности. Публичная политика – необходимый элемент демокр.общ-ва Публ.политика как политика в интересах граждан строится на основе общ.участия в полит.процессе. Публ.полит.пр-с означает включенность граждан в непрерывный диалог по общезначимым проблемам, доступ к ко-рому открыт для всех полит.сил. Институтами, непосредственно занятыми в производстве публ.пол-ки, явл.органы законодательной власти и СМИ. Каждый из них имеет свои компетенции и задачи. Зак.власть через процедуры дебатов, обсуждений, согласований отвечает за баланс общ-х и частных интересов, необходимый для создания курса эффективной пол-ки. Другой институт - СМИ – обеспеч.подключение общ-ва к выработке полит.решений уже на массовом уровне, не имеет директивных полномочий, однако выполняемые им в поле политики функции соотносятся с парламентскими. СМИ также ориентированы на артикуляцию сущ-х в общ-ве интересов, сопоставление мнений и взглядов, обсуждение и экспертизу д-ти всех ветвей власти, презентацию и анализ инновац.предложений. Неслучайно СМИ нередко называют «медиапарламентом».

Полит.сист. совр.Рос.конституционно соотв-ет демокр.устройству. Но, несмотря на соответствие, сущ-т острая проблема «дефицита публичности» полит.жизни. Дефицит публичности – непрозрачность действий политиков, пренебрежение к принципам полит.плюрализма, исчезновение процедур и площадок широкого обсуждения, угасание обмена мнениями и закрытый характер принятия решений. Снижение значимости главного института публ.пол-ки сказалось и на коммуникативной функции СМИ. В публицистике и в научной лит-ре эта ситуация стала называться «прерванным диалогом», т.е. нарушением открытого, гласного, целенаправленного взаимодействия власти, СМИ, общества. Осн.прич.дефицита публ-ти - заметное снижение функции выработки публ.пол-ки в рос.парламенте, где принятие решений контролируется одной партией, а также ущемление компетенций СМИ как института публ-ти через разные формы контроля их деят-ти. Как закономерный рез-т дефицита публ-ти снижается внимание граждан к полит.процессу. Неучастие общества в полит.процессе  исчезновение обратной связи и обществ.диалога, без которых функц-ие публ.институтов малоэффективно и затрудняет про-с произ-ва политики в интересах народа. «Недостроенность» дем.устройства Рос.проявляется в слабости общ.участия в процессе принятия решений, неэффективной деят-ти дем-х институтов, контроле деят-ти многих общ.-политич.СМИ.

СМИ являются институтом публ.пол-ки и выступают субъектом функционального уровня. Они обеспечивают инф.контакты и обмены между всеми субъектами политич.сист. Особая роль в производстве публичности принадлежит общенациональным СМИ, в первую очередь – печ.изданиям, обладающим высоким потенциалом аналитич.подхода к реалиям. Осн.призн.общенац-х СМИ: широкая территория распр-ия, величина и состав ауд-ии, тематика содержания (определенный «универсально-тематический» тип, «газета обо всем»). Такие СМИ способны организовывать общенац.дискуссию, тем самым активно участвовать в производстве публ-ти.

Новые принципы организации гос.управления определяются и формулируются в теории «электронной демократии», раскрывающей исп-ие сетевых комп.технологий для повышения качества коммуникаций между властью и обществом в условиях инф.общества и способствующих реализации демокр.процесса.

В рамках публ.пол-ки новые техн-ии мб рассмотрены с 2-ух сторон:

1) электр.коммуникации способствуют большей открытости власти и предоставляют новые возм-ти общ.участия в процессе принятия решений; 2) в медиаполе тенденция к сокращению в большинстве крупных печатных СМИ отделов по работе с читателями в той или иной степени компенсируется созданием «электронных» версий газет в сети Ин-т, позв-х развивать диалоговые обмены как между сотрудниками ред-ий и читателями, так и непосредственно внутри чит.ауд-ии.

Сегодня необходимо создание «общественных» СМИ, выражающих интересы всего общества или большей его части. Ведь именно общ.жур-ка (публичная, государственно-общественная) нацелена на обеспечение демократии.